Четверг, 28.03.2024
×
Фондовый рынок России: виды на апрель / Биржевая среда с Яном Артом

Кредитные мошенники стали изобретательнее

Аа +
- -

Уровень мошенничества в банковском кредитовании физлиц в 2016 году не увеличился, но ужесточение банками требований к потенциальным заемщикам привело к новым ухищрениям при попытке получить кредит. Растет число людей, указывающих недостоверную информацию о работодателе, и тех, кто покупает справки о трудоустройстве, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро. Организовавшись, мошенники могут взять на поддельные или украденные паспорта кредитов на 3-4 млн рублей.

За 10 месяцев 2016 года число мошеннических кредитов в банковском кредитовании физлиц сократилось на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — до 68 тыс. кредитов (0,4% от общего числа выдачи) против 79 тыс. кредитов (0,5% от общего количества выдачи), рассказал RNS директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов. ОКБ анализирует информацию более 600 банков — клиентов бюро.

Большинство из этих кредитов оформлены в виде кредитов наличными. За 10 месяцев 2016 года число таких кредитов с признаками мошенничества сократилось на 20,8% и составило 55,5 тыс. на общую сумму 4,6 млрд руб.

В целом потери банков от кредитного мошенничества по итогам 10 месяцев 2016 года сократились на 15% и составили 6,6 млрд руб., оценивают в ОКБ.

Мошеннические схемы

Кредитное мошенничество можно разделить на организованное и неорганизованное.

«Организованные мошенники предпочитают крупные необеспеченные кредиты наличными и автокредиты, зачастую умудряясь собрать в разных банках до 3-4 млн рублей на один поддельный паспорт. Индивидуальные мошенники довольствуются меньшими суммами и их практически невозможно официально признать мошенниками по суду», — указал Ахломов.

Организованные преступники зачастую состоят в сговоре с сотрудниками банков и реализуют мошеннические схемы через оформление кредитов на третьих лиц, полагают в ОКБ.

«Все наверняка видели на улице или в транспорте огромное количество объявлений, обещающих кредит за 10 минут без документов и справок о доходах. Тут возможны несколько схем: например, когда человек сам отдает паспорт аферистам в целях составления договора кредитования. За то время, что паспорт находится в руках мошенников, на него оформляются кредиты. Затем клиенту сообщают о невозможности получения им кредита по тем или иным причинам. Когда наступает время платежей, мошенники успевают скрыться, а доверчивый заемщик остается с долгами», — объясняет Ахломов.

В Юникредит банке в 2016 году зафиксировали рост посредничества при получении кредитов.

«Банк в большем объеме (относительно прошлых лет) стал выявлять случаи посредничества партнеров-продавцов (сотрудников автосалонов, ипотечных брокеров и т. п.) в части фальсификации документов, "подтягивания" профиля клиента под стандарты банка и т. д.», — рассказали RNS в кредитной организации.

Другой распространенной формой мошенничества является сговор заемщиков с преступниками при оформлении экспресс-кредита в магазине бытовой техники.

«В большинстве случаев мошенники готовят свою жертву, советуют, как правильно отвечать на вопросы сотрудника банка, предоставляют информацию о несуществующем месте работы, указывают доход клиента и иногда даже подделывают справку 2-НДФЛ. В случае одобрения кредита банком заемщик забирает товар, отдает его мошенникам для сбыта, а сам получает до 50% от суммы кредита. В итоге: преступник получает доход, клиент получает необходимые средства и не платит по кредиту», — рассказывает Ахломов.

Другой распространенный вид организованного мошенничества — кража личности, получение кредита по украденному паспорту, отметили в ОКБ.

Уловки заемщиков

По мнению Ахломова, ужесточение банками требований к потенциальным заемщикам привело к появлению новых «ухищрений» при попытке получить кредит.

«В 2016 году также продолжился тренд по росту количества так называемых "социальных" мошенников. Количество людей, указывающих недостоверную информацию о своем работодателе, а также прибегающих к услугам посредников для подтверждения своего трудоустройства (приобретения поддельных справок 2-НДФЛ и т. д.), продолжает расти… Если в 2014 году на такие случаи приходилось только 8% всех выявленных попыток мошенничества, то в 2016 году их доля составила почти 28%. Однако мы также видим, что банки приспособились к новой ситуации и стали чаще выявлять подобные случаи», — отметил Ахломов.

В Юникредит банке подтвердили рост числа именно таких мошеннических действий. «В 2016 году банк чаще прочего сталкивался с искажением клиентами информации об их трудоустройстве в анкетных данных (в случаях индивидуального мошенничества) или же имитацией хозяйственной деятельности специально созданной подставной компании-работодателя (в случае организованного мошенничества)», — рассказали RNS в банке.

В Московском кредитном банке также обратили внимание на проблему поддельных паспортов в потребительском кредитовании и сообщили о росте числа попыток ипотечного мошенничества — когда под видом ипотечной сделки группа связанных между собой лиц пытается совершить притворную сделку и предоставить в залог имущество по завышенной оценке или имеющее обременение имущество.

Стабильный уровень мошенничества

Всего за 2016 год МКБ было предотвращено пять эпизодов мошенничества с подложными документами при попытке взять кредит, рассказал RNS рассказал директор департамента розничного кредитования МКБ Александр Шорников. «По всем случаям мошенничества информация о недобросовестных заемщиках была направлена в правоохранительные органы. Общая сумма предотвращенного ущерба составила 15,6 млн рублей. В объеме кредитования уровень выдач мошенникам стабилен и занимает менее 0,1%», — отметил он.

Несмотря на то, что форм мошенничества становится больше, в Юникредит банке также не зафиксировали роста объема мошеннических кредитов в новых выдачах 2016 года. «Он находится на уровне ниже среднего по рынку», — сказали RNS в банке.

В ВТБ24 и розничном бизнесе банка ВТБ отметили снижение числа кредитных заявок с подозрением на мошенничество на протяжении всего 2016 года и в целом низкий уровень таких заявок в банке.

Кредитная борьба

Большинство банков вводит в систему распознавания мошенничества системы скоринга и такие внешние источники, как бюро кредитных историй, социальные сети, биометрические параметры и другие. Все эти методы позволяют существенно сузить круг подозрительных клиентов уже на стадии входа и проводить детальные проверки на мошенничество только в отношении небольшого количества заемщиков, считает Ахломов.

Юникредит банк использует как свои внутренние системы, нацеленные на выявление единичных заявок с признаками мошенничества, так и внешние источники данных и сервисы. «В 2017 году будет сделан акцент на работе с партнерами-продавцами с целью обеспечения высокого качества потока кредитных клиентов и защиты репутации банка», — отметили в банке.

К внешним источникам в распознавании мошенничества прибегает и МКБ. Так, кредитная организация внедрила в 2016 году сервисы антифрода кредитных бюро и телеком-операторов.

«В данный момент МКБ завершает создание единой картотеки недобросовестных заемщиков, обращавшихся в банк с подложными документами, что будет способствовать предотвращению мошенничества… В ближайшей перспективе планируем широкое использование биометрии», — рассказал Шорников.

«Национальный хантер»

Для борьбы с мошенничеством на другом уровне — межбанковского кредитования — банки объединились в системе «Национальный хантер». Сейчас там около 40 участников.

В 2016 году участники сервиса предотвратили попытки мошенничества на сумму около 42 млрд руб., рассказали в ОКБ.

Кредитные организации, использующие сервис, передают кредитные заявки в бюро, где они обрабатываются на платформе Hunter. Заявления сравниваются с другими, загруженными ранее другими участниками сервиса. Программа сравнивает данные и выявляет несоответствия данных или совпадения с мошенническими схемами.

ЦБ, в свою очередь, планирует организовать обмен с банками информацией о «подозрительных» клиентах. Но их нельзя считать априори мошенниками, поэтому списки не должны стать «черной меткой», предупреждал в феврале зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.

«Не будет никогда "черных списков". Мы лишь будем доводить информацию до кредитных организаций и финансовых организаций о тех клиентах, которым было отказано по той или иной причине в проведении операций: либо был расторгнут счет, либо счет с этим клиентом по какой-то причине не был заключен. Я хочу сказать, что это не "черный список". Вы прекрасно понимаете, что ситуации, которые способствуют тому или иному действию банка, совершенно разные. Поэтому клиент может не принести физически какой-то документ, и ему будет отказано в открытии счета, к примеру. Он совершенно не является сомнительным, подозрительным клиентом», — указывал Скобелкин.

Данные Банку России предоставит Росфинмониторинг. ЦБ, в свою очередь, будет доводить эту информацию до кредитных и некредитных финансовых организаций.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
429
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Рыночная магия – 2023 Рыночная магия – 2023 Миллион россиян обеспечивает бОльшую часть частных инвестиций на фондовом рынке страны. Walgreens превзошла ожидания по квартальным продажам, но снизила прогноз по годовой прибыли Walgreens превзошла ожидания по квартальным продажам, но снизила прогноз по годовой прибыли Крупнейшая аптечная сеть в США отчиталась об объеме своих продажах во втором квартале 2024 финансового года, которые превысили прогнозы аналитиков Уолл-стрит, однако снизила верхнюю границу своего прогноза по скорректированной годовой прибыли, частично объяснив это «сложной» ситуацией, сложившейся в секторе розничной торговли в США. Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »