Среда, 17.07.2019
×
Миф №1: Структурный продукт

Каждый неудачный бизнес неудачлив по-своему

+16 -0
Аа +

12 октября на площадке Digital October состоялось мероприятие FuckUp Nights Moscow, на котором успешные бизнесмены рассказывали о своих неудачах.

Глобальное движение Fuckup Nights зародилось в Мексике в 2012 году. Согласно легенде с официального сайта мероприятия, тогда на одной из бизнес-конференций после нескольких скучных презентаций группа стартаперов предложила спикерам перестать хвастаться успехами и рассказать о своих провалах. Опыт всем понравился, и его решили повторить через две недели, специально пригласив людей с яркими историями – «факапами». «Это был первый Fuckup Night. Через три года движение достигло поистине мирового масштаба», – говорится в описании мероприятия. С тех пор известные бизнесмены, музыканты, топ-менеджеры и успешные люди из разных профессий в разных странах мира регулярно собираются и рассказывают о неудачах. Fuckup Nights, как говорится в его презентационном ролике, существует для трех типов людей: тех, кто потерпел неудачу, кто ее потерпит, и лжецов. «Учитесь на чужих ошибках и расскажите о своих», – призывают основатели движения.

В Москве «Ночи факапов» стали проходить с 2016 года. Их проводит немецкий Фонд Фридриха Науманна совместно с Digital October. Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен, руководитель филиала фонда в Москве, рассказал, почему эта организация решила развивать движение Fuckup Nights в России. «В основе идеи этого движения лежит индивидуальная свобода и ответственность тех частных предпринимателей, которые сами строят свой бизнес и свою жизнь. Не все их проекты успешны. Нам хочется, чтобы больше людей понимало, что неудачи – это не конец истории, и за ними приходит белая полоса», - высказал свою точку зрения Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен.

В качестве слогана серийного мероприятия был выбран афоризм: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Правда, организаторами он приписывается Теодору Рузвельту, хотя 26-й президент США, как известно, просто повторил народную пословицу, которая существует в русском, турецком и даже древнегреческом вариантах.

Формат московской Fuckup Nights – четвертой по счету – чем-то напомнил стендап-шоу. Креативные ведущие, докладчики с великолепным чувством юмора, которые даже о своих жизненных трагедиях рассказывали в духе позитивного стеба, взаимные подколки, дружелюбная публика… «Если вы собираетесь организовать свой бизнес, то мы вас уже ждем», – обратилась с шуточным намеком к собравшимся – примерно в количестве 100 человек – ведущая Наталья Косьянова, эвент-куратор Digital October.

Поиск черной кошки в темной комнате

«Я понимаю, что кошка есть, что она точно в комнате, я даже вижу ее очертания, но хватая ее, все время ловлю лишь воздух», – объяснил название своей истории Александр Алексенцев, президент Siberia Innovation. «Мой билет на это мероприятие стоил значительно дороже, чем ваш, – обратился частный предприниматель из Барнаула к залу. – Вы заплатили 500 рублей (это цена приглашения на Fuckup Nights, прим. ред.), а я больше 10 тыс. долларов». После этого он попросил поднять руки тех, кто имел дело с биткоинами. Откликнулись несколько человек.

В 2013 году Александр Алексенцев увлекся темой блокчейна – начал читать литературу и стал завсегдатаем соответствующих форумов. Спустя некоторое время бизнесмен посчитал, что созрел для того, чтобы делать деньги на криптовалюте. «Вот она – революция, благодаря которой можно поймать удачу за хвост, подумал я. У меня уже было несколько бизнесов, но хотелось иметь проект, с которым можно будет «жить в шоколаде», «полететь на луну» и далее в том же духе», – вспоминал со сцены алтайский предприниматель.

Александр Алексенцев решил стать майнером, для чего закупил два биткойн-комбайна на общую сумму 10 тыс. долларов. «Я много изучал данную тему в теории, но на практике все оказалось значительно сложнее. Началось с того, что мой инженер что-то собрал не так, и комбайны сгорели. На их восстановление ушли время и деньги».

Когда агрегаты все же заработали, то бизнесмен понял, что они сильно перегреваются и потребляют чрезвычайно много энергии. Однако оптимизм вызывало то обстоятельство, что генерация биткоинов, так или иначе, какое-то время давала прибыль. «Это очень положительные эмоции, когда выставляешь криптовалюту на продажу и видишь, как ее потихоньку «откусывают», а на твоем счету прибавляются доллары. Это чем-то похоже на рыбалку, – поделился впечатлениями Александр Алексенцев. – Однако в один прекрасный момент меня «высадили» – я не смог уловить момент критического изменения курса криптовалюты. Закреплять убыток было поздно…».

Бизнесмен, по его признанию, оказался не готов к неудачам. «Сейчас комбайны выключены, поскольку они съедают электричества на сумму больше, чем зарабатывают», – подытожил он свой рассказ. Однако после этого заявил, что теперь собирается попробовать «запилить контракт» на платформе Ethereum. «У кого есть кошельки с этой криптовалютой», – снова обратился он с вопросом к залу. Поднятых рук не оказалось, чему предприниматель несколько удивился: «У нас в Барнауле таких людей было бы больше». Впрочем, по мнению следующего спикера, Сергея Барышникова, основателя информационно-развлекательного блога Bigpicture.ru, начинать новое дело в той же сфере, что и неудавшееся предыдущее, крайне рискованно.

Выход из крутого пике

Но об этом Сергей Барышников сказал в конце своего выступления. А сначала он поведал залу о своей неудачной истории, которую можно было бы даже назвать трагической, если бы из нее на сегодняшний день не нашлось благополучного выхода. Если следовать аналогии о стоимости входного билета на Fuckup Nights, которую до этого вывел предыдущий оратор, то для Сергея Барышникова она составила более 2 млн долларов. Свою историю он назвал: «Вляпавшийся. Как торчать деньги всей Москве и остаться в живых».

В 1999 году после окончания НИТУ МИСиС, Сергей Барышников основал один из первых интернет магазинов по продаже мобильных телефонов. За несколько лет компания выросла до уровня крупного онлайн-ритейлера в сфере электроники и бытовой техники – со своими региональными офисами, автопарком, штатом курьеров. Мобильники уходили в провинцию наложенным платежом по тройной цене. Обороты к середине 2000-х годов достигали баснословных сумм…

«Моей первой ошибкой стало то, что все оперативное руководство фирмой я взял на себя – сам занимался маркетингом, сам нанимал штат, сам управлял деньгами, – рассказал Сергей Барышников. – К тому же, увлекшись успехом, льющимися финансовыми потоками, я не следил за ситуацией на рынке, пропустил момент, когда шествие по стране начали «Евросеть» и «Связной», а вся «мелочь» начала «схлопываться». Тогда надо было выходить из этого бизнеса, а я – молодой и глупый – вместо этого давал направо и налево интервью о своем успехе».

Дальше стало не хватать оборотных средств. Чтобы подержать бизнес в рабочем состоянии Сергею пришлось привлекать финансирование на любых, даже очень невыгодных условиях. Кредиторами были все – друзья, банки, менты, бандиты… А потом пришло время отдавать долги, которых накопилось на 2 млн долларов. «Я тогда продал квартиру, машину, все вещи, которые кто-то мог купить. Утром ко мне приходили судебные приставы, чтобы в очередной раз описать последнюю микроволновку, следом шли представители криминала с вполне реальными угрозами в адрес меня и моей семьи, а вечером звонил друг, который констатировал, что от него уходит жена и что его жизнь разбита из-за того, что он отдал мне последние 10 тыс. долларов… От меня и от самого жена ушла к тому времени. Не было денег даже чтобы запить», – вспоминал Сергей Барышников.

Однако в 2008 году случай свел бизнесмена со «странными армянами», как он сам назвал этих людей. Это были некие предприниматели, имевшие в Москве сеть парикмахерских, которые в то время купили убыточный развлекательный сайт и уже успели получить на нем определенные убытки. «И они отдали мне этот проект только за то, чтобы я вывел их в ноль. И мы вместе с редактором Евгенией Молчановой стали пахать по 25 часов в сутки, знакомились с людьми, изучали спрос на контент и способы его монетизации», – рассказал Сергей Барышников. И 1 мая 2009 гола был создан проект Bigpicture.ru, который на сегодняшний день стал одним из лидеров в сегменте блогерских информресурсов. Но это уже другая история, которая не имеет отношения к неудачам. «Я на своем примере понял, что какой бы тяжелой не была ситуация, она не является безвыходной», – вывел мораль своего рассказа предприниматель.

Ушлый дед

Еще одну историю о «факапе» поведал Николай Андреев, генеральный директор event-агентства Big Jack. Ее он назвал «Суровые хорватские реалии. АЗБУКА выживания».

Николай Андреев рассказал о проекте, с которого начиналась история его компании. «Это был наш первый, как сейчас говорят, кейс. И хотя на нем в целом удалось заработать, прибыль оказалась далеко не такой большой, как могла бы быть», – признался предприниматель. Он также заметил, что впервые рассказывает перед широкой аудитории о «косяках» проекта, поскольку обычно упоминал его в своем портфолио только в выгодном свете.

«Мне было 22 года, когда я создал бизнес по организаций различных корпоративных мероприятий. Одним из первых наших клиентов стала «Азбука Вкуса», для которой мы делали праздники типа «горка-помидорка» и «каруселька-тыковка». Однако пришло время, когда нам от ритейлера поступил крупный заказ – устроить трехдневный тимбилдинг для 20 топ-менеджеров на необитаемом острове в Хорватии. Главным условием от генерального директора было, чтобы на этом острове не было вообще никаких благ цивилизации и посторонних людей...».

История Николая Андреева была довольно долгой, с многочисленными забавными деталями, которые в рамках репортажа нет смысла пересказывать. Там были и куры, завезенные на остров, чтобы люди не погибли с голоду, и которых никто долго не решался умертвить, и рисование ребусов с указанием мест с продуктовыми тайниками, и высадка привыкших к тепличным условиям городских жителей в море посреди скал, и заставший их шторм, и прочие приключения. «Мы, согласно условиям контракта, за всем этим могли только наблюдать в бинокль с соседнего острова и никак не вмешиваться», – вспоминал со сцены Николай Андреев.

Но при этом компания Big Jack тоже попала в не очень хорошую историю. Она связана с владельцем острова, на который высадили десант топов «Азбуки Вкуса». «Это был очень улыбчивый дедок, который при первой встрече накрыл нам роскошную «поляну» со всеми местными яствами. Мы быстро сошлись на цене аренды острова в 2 тыс. евро», – рассказал Николай Андреев. Однако потом этот владелец острова увидел, насколько масштабной была подготовка к мероприятию, решил, что продешевил, и запросил сумму вдвое больше. Российский заказчик пошел ему на встречу. «Потом было прибытие на остров, где этот дед заявил, что он должен остаться на месте – якобы следить за своими скамейками, чтобы их не повредили. Но это было недопустимо. Пришлось добавить ему еще 2 тыс. евро», – продолжал глава event-агентства. Так, по словам Николая Андреева, владелец острова вытянул из него около 11 тыс. евро. Кроме того, дополнительные расходы компания понесла на «штрафы» за каждого из 20 участников тимбилдинга, которые пришлось заплатить (конечно, без всякого оформления) неожиданно прибывшим на остров на военном катере представителям хорватских силовых ведомств. «Для этого случая у меня даже по звонку в ЦБ Хорватии разблокировали лимит по снятию наличных с карточки в банкомате, до которого я был доставлен на том же военном корабле. Теперь я хорошо знаю, что такое коррупция», – завершил свою историю Николай Андреев. Вывод, который он сделал из своей истории таков: не нужно экономить в поисках дешевых вариантов на основе «джентельменских» договоров, лучше заплатить чуть больше, но иметь на руках четко прописанный контракт.

Презентационная часть Fuckup Nights длилась три часа и закончилась только за час до полуночи, после чего всех участников ждали напитки в баре и неформальное общение. Несмотря на относительно позднее время все те, кто пришел в этот вечер послушать о чужих неудачах, выглядели достаточно довольными. Особенно те, кому за активное участие в «вопросной» части мероприятия Мария Попова, координатор Digital October, вручила памятные подарки.

Москва.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]
[_$Blocks_DefaultController:render(32)]