Среда, 16.07.2025
×
Сам ты дроппер! Вашу карту заблокируют… / Финансовый перекресток

Где взять? Куда вложить?

Представьте себе суперсовременный гаджет с массой всевозможных функций, из которых владелец использует лишь календарь и будильник. Аналогичная ситуация складывается в нашей стране с применением разнообразных механизмов финансирования экономики, которые предусмотрены российским законодательством, но в силу разных причин не работают.

Дефицит средств – головная боль почти каждого российского предпринимателя, не приближенного к государственной кормушке. И это на фоне того, что законом в нашей стране предусмотрено более десятка механизмов по привлечению денег в реальный сектор, плюс к этому существуют многочисленные институты развития, которые через различные программы должны выполнять функцию финансовой подпитки бизнеса.

Этой теме, в частности, посвящена обзорная лекция-презентация Владимира Гамзы, председателя Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям российской Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ), которую он недавно провел для предпринимателей. Мероприятие было организовано Российской гильдией управляющих и девелоперов (РГУД) и компанией «Бест-Новострой». Акцент, с учетом профиля организатора и собравшейся аудитории, был сделан на стройкомплекс. Однако спикер сразу уточнил, что все сказанное можно смело проецировать на ситуацию во всех отраслях экономики.

Российский перекос

По словам Владимира Гамзы, в мировой практике практически 70% финансирования проектов осуществляется за счет заемных средств третьих лиц: участников финансового рынка, государства, частных инвесторов. «У нас в России все ровно наоборот. 60% всех инвестиций – это собственные средства. Иногда они выглядят как заемные, но на самом деле – это средства акционеров, которые «заведены» как заемные. Все попытки выйти на прямые иностранные инвестиции за все 25 лет существования рынка в нашей стране не увенчались успехом. Вывоз капитала из России был всегда больше, чем прямые инвестиции из-за рубежа. Всегда был отрицательный баланс, – отмечает Владимир Гамза.

При этом, как напоминает эксперт, 90% всех финансовых ресурсов в России сегодня сосредоточены в кредитных организациях. «Это гипертрофированная структура нашего финансового рынка. Нигде в мире такого нет. В развитых странах, как правило, не менее 60% финрынка – это небанковский, некредитный сектор – фондовый рынок, институциональные инвесторы и т. д.», – говорит Владимир Гамза. Он объясняет это ориентированностью отечественной экономики на экспорт энергоносителей и импорт товаров народного потребления. «Достаточно было существования банков, которые обслуживали эти потоки – туда и обратно. И особенно никто не задумывался о развитии других секторов финансового рынка. В этом просто не было потребности», – прокомментировал Владимир Гамза представленные материалы.

При этом, по словам эксперта, в этом «безбрежном банковском океане» кроется основная проблема инвестиционной среды. «Все наши банки – это кредитно-депозитные учреждения, – говорит он. – У нас нет инвестиционных банков. Вообще. За исключением разве что одного государственного ВЭБа». При этом для кредитно-депозитных учреждений, которые не объясняют вкладчикам, для чего они «сгребают с рынка» капиталы, и куда они их направляют, регуляторы по всему миру вводят очень жесткие ограничения.

Инвестиционные же банки получают деньги только тогда, когда вкладчик согласен с их инвестиционной декларацией, и при подписании соглашения обязательно оговаривает некие рамки по использованию своих средств для инвестирования. «И тогда центробанки регулируют лишь вопросы привлечения, а вопросы размещения – это уже предмет взаимоотношений вкладчика и банка. Но поскольку в России, все банки кредитно-депозитные, то наш ЦБ регулирует только размещение средств. И из-за этого в числе прочего возникли известные проблемы в банковской системе. Многие коммерческие банки злоупотребляли этим и сгребали с рынка все, что можно», – объяснил Владимир Гамза.

При этом во всем мире, и в России в том числе, кредитно-депозитным банкам, по его словам, запрещено заниматься прямыми инвестициями. «Поэтому нашим банкам приходится изобретать разные обходные пути, чтобы, не нарушив инструкции ЦБ, профинансировать тот или иной проект. В результате, из всего объема финансирования инвестиционных проектов в России на банковский сектор приходится лишь 8%», – говорит спикер.

Главное не форма, а содержание

Между тем, как отмечает Владимир Гамза, российским законодательством предусмотрено более десятка различных форм финансирования хозяйствующих субъектов и их проектов, в том числе в области девелопмента и строительства. «В нашей стране сложилась не очень правильная ситуация, когда есть большое количество форматов финансирования экономики, которые можно использовать. Но они не используются», – констатирует эксперт.

Каждый из соответствующих форматов Владимир Гамза сопроводил краткими комментариями: «Чтобы предприниматели понимали, куда можно идти, а куда не стоит»:

Привлечение прямых инвестиций (акции, доли участия в капитале)
- Принципиально никаких проблем для прямых инвестиций в нашей стране нет. Но для этого надо иметь очень хорошую историю и профессионально заниматься своим делом. Сегодня вся инфраструктура для привлечения прямых инвестиций в России есть, причем очень качественная. В частности, для этого очень много делается Московской биржей. Я хочу рекомендовать всем обратить внимание на привлечение прямых инвестиций. Почему именно сейчас? Сегодня на российском финансовом рынке сформировался профицит ресурсов. У нас избыток во всех финансовых институтах. И все они сегодня обеспокоены вопросом: куда их вложить. И вложение через механизм прямого инвестирования могут быть для них наиболее интересны – больше, чем кредиты и займы. Потому что фининституты получают право на управление и контроль.

Банковское инвестиционное кредитование
- Эта форма сейчас оживает. В 2017 году крупнейшие банки возобновили инвестиционное кредитование, в том числе в сфере девелопмента и недвижимости. Однако из-за резервных требований ЦБ инвестиционные кредиты предоставляют банки с избыточным капиталом (в основном, двадцать крупнейших). Существуют жесткие условия по собственным средствам (от 20%) и обеспечению (скидка по оценке залога до 40%), срокам (в основном, до 5 лет). Средняя ставка – от 11%. Обязательным условием инвестиционного кредитования, в том числе проектного финансирования, остается наличие дополнительного обеспечения - залога, гарантии, поручительства.

Мезонинное финансирование
- К сожалению, в России этот механизм не прижился. Он иногда используется, но активно не работает. Видимо, проблема связана с тем, что мезонинное финансирование предполагает открытость, а люди не очень хотят показывать свои финансы. Межу тем, это очень хорошая форма, которая позволяет создать симбиоз долевого и долгового финансирования в различных вариантах.

Контрактное финансирование (44-ФЗ, 223-ФЗ)
- Эту форму можно очень активно использовать. Общий объем финансирования, предусмотренный государством по госзаказу, составляет 25 трлн рублей. Понятно, что там часто «чужие не ходят». Но с учетом колоссального объема средств, можно попытаться найти возможность что-то получить.
При этом для промышленных производств предусмотрена отдельная форма – специальный инвестиционный контракт (СПИК). Это соглашение между промышленным инвестором и государством, которое регулируется постановлением правительства РФ № 708 от 16.07.2015.

Финансирование в рамах ГЧП
– Это спецконтракты и гособлигации. Сегодня начинает достаточно активно развиваться и то, и другое.

Институциональные инвесторы
- Здесь пока все слабенько. Но, тем не менее, ЦБ сейчас старается создать для институциональных инвесторов стимулы, чтобы они не только размещали деньги на депозитах кредитных организаций, но и инвестировали их в реальные проекты. Сюда можно активнее идти.

Эмиссия долговых ценных бумаг
- Это облигации и векселя. В списке основных направлений деятельности ЦБ РФ на 2016-2019 годы по развитию финансовых рынков облигации являются приоритетным элементом. И я здесь хочу перед ЦБ снять шляпу. Регулятор здесь делает абсолютно все, чтобы этот сектор заработал.

Меры ЦБ по стимулированию рынка облигаций

  • стимулирование заемщиков к переходу на облигационный рынок
  • оптимизация регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг
  • эмиссия облигаций в рамках общей программы выпуска облигаций
  • сокращение срока эмиссии облигаций из Ломбардного списка ЦБ
  • развитие аккредитованных в ЦБ РФ ценовых центров - информация о справедливой стоимости финансовых инструментов
  • введение механизма урегулирования дефолтов по облигациям
  • развитие рынка облигаций с плавающей ставкой и структурных нот (комбинированных финансовых активов и инструментов)
  • развитие механизмов секьюритизации банковских активов
  • развитие выпуска облигаций, номинированных в иностранных валютах
  • создание благоприятных условий выпуска облигаций субъектами МСП

Коллективные инвестиции
- Пока работают очень слабенько, за исключением некоторых вариантов.

ICO
- Эта новая форма привлечения финансирования в России уже начала работать. Несмотря на отсутствие регулирования цифровых активов. Хотя проект соответствующего закона уже разработан Минфином РФ. На мой взгляд, в условиях ужесточения антироссийских санкций эта форма может остаться едва ли не единственным источником привлечения международных инвестиций. Поскольку ее очень сложно ограничить по национальному признаку, и можно спокойно использовать трансграничные варианты.

Поддержка от государственных программ и институтов развития
- Соответствующих механизмов у нас более чем достаточно: на уровне правительства РФ, федеральных отраслевых программ, специализированных государственных закупок, специальных программ Банка России (для МСП, по проектному финансированию и инвестиционному кредитованию, лизингу, экспорту), в рамках ГЧП (концессии, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, лизинг и пр.). Есть национальные государственные институты развития, государственные институты отраслевого развития, государственные отраслевые корпорации, институты регионального развития, инновационного развития… Однако сейчас все уже окончательно запутались в этих институтах и программах, которые сегодня начали между собой конкурировать, превратившись в коммерческие структуры. Взять, к примеру, Россельхозбанк, который создавался как институт развития, но сейчас работает абсолютно как коммерческий банк. Если не учитывать преференции, которые он получает как якобы институт развития, – говорит Владимир Гамза.

Фабрика проектного финансирования (Внешэкономбанк)
- Формально фабрика (кстати, под руководством Олега Иванова, моего друга и соратника по продвижению ряда прогрессивных законодательных инициатив в сфере финансирования реального сектора) заработала с 1 января 2018 года. Пока идет процесс отбора проектов. Они хорошо поработали, подготовили в прошлом году специальных консультантов для каждого субъекта РФ. Думаю, что к середине 2018 года фабрика начнет выдавать конкретные решения. Объем финансирования в рамках этой программы 3 трлн рублей. Основное требование к проектам-претендентам на участие – бюджет не менее 3 млрд рублей. То есть на 1 тыс. проектов средств хватит. Однако Олег Иванов обещал, что приложит все усилия, чтобы снизить порог для участия.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Инвесторы опасаются отставки главы ФРС Инвесторы опасаются отставки главы ФРС Рынки США лихорадит на фоне участившихся нападок президента Дональда Трампа на председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла. Призыв главы Белого дома к добровольной отставке Пауэлла усилил опасения среди инвесторов, что независимость ФРС может оказаться под угрозой — с далеко идущими последствиями для инфляции, процентных ставок и долговых рынков. Goldman Sachs вышел далеко за рамки ожиданий Goldman Sachs вышел далеко за рамки ожиданий Во втором квартале 2025 года Goldman Sachs уверенно превзошёл прогнозы Уолл-стрит, продемонстрировав рост прибыли на фоне оживления торговой активности и неожиданного подъёма инвестиционно-банковского бизнеса. Morgan Stanley обогнал прогнозы Morgan Stanley обогнал прогнозы Во втором квартале 2025 года Morgan Stanley представил сильные финансовые результаты, которые превзошли ожидания аналитиков благодаря резкому росту доходов от трейдинга и устойчивому развитию направления управления благосостоянием. Несмотря на некоторую слабость в инвестиционно-банковском секторе, общий результат оказался весьма впечатляющим.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)