Понедельник, 02.12.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 01.12.2024

Не мытьем, так катаньем

Аа +
+13 -0

Такой инструмент, как безотзывные вклады населения, давно не дает спокойно спать банковскому сообществу. В последнее время дискуссия об их появлении в практике разгорается всё активнее – соответствующий законопроект находится на рассмотрении Госдумой. К чему же приведет принятие закона о безотзывных вкладах?

Уже больше 10 лет в российском финансовом сообществе с разной степенью интенсивности ведется обсуждение идеи введения безотзывных банковских вкладов, ориентированных, прежде всего, на физических лиц. Алексей Лобанов, заместитель директора департамента банковского регулирования Банка России, подчеркивает, что «это очень давняя тема, она возникла еще в нулевые годы и активно обсуждалась», причем он добавляет, что регулятор активно поддерживает эту идею.

Общая концепция безотзывного вклада, озвучиваемая законодателями, довольно проста: подобные вклады изначально не предполагают возможности досрочного изъятия денежных средств вкладчиком, однако при этом подразумевается, что они обладают более высоким уровнем доходности по сравнению с традиционными «отзывными» банковскими депозитами.

Вполне вероятно, что в начале 2017 года «многострадальный» законопроект все же будет принят, и уже в обозримом будущем банки начнут предлагать безотзывные вклады своим клиентам.

Кто больше всех заинтересован в безотзывных вкладах?

В нашей стране исторически сложилось так, что основными идеологами идеи введения безотзывных вкладов являлись коммерческие банки, стремившиеся таким образом решить, пусть и частично, проблему несоответствия срочности активов и пассивов. Дело в том, что по действующему на текущий момент российскому законодательству абсолютно все банковские вклады физических лиц являются «отзывными», т. е. вкладчик имеет право в любой момент потребовать возврата своих денежных средств. Как правило, при досрочном изъятии средств проценты по депозитам начисляются по пониженным или вообще символическим ставкам (нередко близким к нулю), однако основная сумма вклада в любом случае должна быть возвращена полностью. При этом кредитуют своих клиентов коммерческие банки на фиксированные и традиционно более длительные сроки.

Иными словами, коммерческие банки привлекают «короткие» деньги и выдают «длинные» кредиты, что, безусловно, повышает их зависимость от текущей рыночной конъюнктуры. В такой ситуации любой «кризис доверия», возникший в национальной банковской системе, способен «обрушить» практически любой банк, в том числе и очень крупный по своим масштабам.

Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России, отмечает следующее: «Сейчас граждане могут потребовать отзыва обычного банковского вклада в любой момент, в любом случае – это напряжение для кредитной организации. После введения безотзывных вкладов в той или иной форме банковская система получит возможность привлекать долгосрочные денежные ресурсы сразу на пару-тройку лет, что благотворно скажется и на российской экономике в целом».

Введение безотзывных вкладов позволяет, как минимум, заметно сгладить эту проблему: ведь в этом случае у банка появляется довольно четкое понимание структуры собственных пассивов с точки зрения их срочности, позволяющее ему проводить более сбалансированную кредитную политику.

По мнению директора департамента клиентского обслуживания СДМ-Банка Елены Волкоедовой, «банкам выгодно иметь при себе такие «безотзывные» деньги».

Необходимо заметить, что подобный путь зарождения безотзывных вкладов был характерен для подавляющего большинства как развитых (в частности, безотзывные вклады существуют в США, Канаде, Японии и в подавляющем большинстве стран Европейского союза) так и развивающихся экономик (здесь нужно упомянуть о ЮАР, Индии и Бразилии).

Важные нюансы

В настоящий момент закон, регламентирующий введение безотзывных депозитов еще не принят, поэтому судить о готовящихся законодательных новациях можно лишь на основе текста законопроекта, размещенного на официальном сайте Госдумы.

Однако и этот документ является чрезвычайно любопытным.

Во-первых, в нашей стране при введении безотзывных вкладов планируется использовать сберегательные (депозитные) сертификаты, при этом сам безотзывный вклад будет пониматься в законодательстве как «вклад, внесение которого удостоверено сберегательным (депозитным) сертификатом, содержащим условие отказа от права на получение вклада по первому требованию».

Фактически введение безотзывных вкладов приведет к развитию сразу двух сегментов рынка ценных бумаг: рынка сберегательных сертификатов и рынка депозитных сертификатов, предназначенных для разных категорий вкладчиков. В рассматриваемом законопроекте подразумевается, что «держателями сберегательных сертификатов могут быть только физические лица, в том числе физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями», в то время как «держателем депозитного сертификата может быть только юридическое лицо».

Сейчас эти рынки в России практически не развиты и, по большому счету, ситуацию на них определяет всего несколько банков и, прежде всего, Сбербанк, занимающий на этих рынках доминирующее положение (так, по состоянию на начало октября 2016 года его доля на рынке сберегательных сертификатов составляла около 96%).

Во-вторых, если ориентироваться на нормы действующего законодательства, то сберегательные сертификаты могут быть номинированы только в российских рублях (в нормативных документах Банка России прямо указывается на то, что «выпуск сертификатов в иностранной валюте не допускается»).

Если возникшая законодательная коллизия не будет исправлена, то в нашей стране возникнет весьма любопытная ситуация: все вклады в иностранной валюте по умолчанию будут являться «отзывными», а вот вклады в национальной валюте могут быть как «отзывными», так и безотзывными, т. е. возникнет своеобразный дисбаланс между «рублевыми» и «валютными» вкладами.

В-третьих, владельцы сберегательных сертификатов (держатели сертификатов) смогут получить начисленные проценты и основную сумму вклада только «по истечении установленного в сертификате срока» (иными словами, в отличие от традиционных банковских депозитов сберегательные сертификаты никаких промежуточных выплат не предполагают).

В-четвертых, в соответствии с рассматриваемым законопроектом, размер процентов, начисляемых по безотзывному вкладу, не может быть изменен в одностороннем порядке, т. е. фактически сберегательные сертификаты представляют собой вклады с жестко фиксированной процентной ставкой.

Как свидетельствует международная практика, подобные вклады очень интересны в условиях относительно высоких (по историческим меркам) процентных ставок, так как вкладчик получает возможность зафиксировать достаточно высокий уровень дохода на длительный период времени. Однако в условиях «аномально низких» процентных ставок, наблюдающихся в настоящее время в мировой экономике, данная особенность сберегательных сертификатов может рассматриваться скорее как их недостаток, чем как достоинство.

В-пятых, безотзывные вклады, удостоверяемые именными сберегательными сертификатами, предлагается включить в систему страхования вкладов. В результате с точки зрения принимаемых вкладчиком рисков безотзывные вклады практически ничем не будут отличаться от «отзывных».

Наконец, в-шестых, существенным моментом является и то, что и сберегательные, и депозитные сертификаты будут являться именными документарными ценными бумагами. На текущий момент действующее законодательство допускает возможность выпуска как именных, так и предъявительских сертификатов, однако последним, судя по всему, уготована «судьба динозавров» (постепенно сегмент предъявительских сертификатов будет «вымирать»).

Что же касается документарной формы выпуска сберегательных сертификатов, то она, с одной стороны, будет хорошо восприниматься вкладчиками: после открытия безотзывного вклада вкладчик будет получать сертификат «на руки». С другой стороны, в определенной мере такая форма препятствовать развитию вторичного рынка депозитных сертификатов (как показывает мировая практика, документарные бумаги, чаще всего, заметно уступают по уровню ликвидности бездокументарным). Теоретически, права, устанавливаемые таким сертификатом, можно передать в порядке, установленном для уступки требований (цессии), однако на практике довольно проблематично найти контрагента для совершения такой сделки.

А что с доходностью?

Подавляющее большинство специалистов полагает, что доходность безотзывных вкладов будет выше по сравнению с доходностью «классических» вкладов: фактически повышенная доходность рассматривается ими в качестве своеобразной компенсации вкладчикам за невозможность забрать деньги в любой момент.

Основной вопрос заключается в другом: насколько велика будет эта разница?

И здесь мнения экспертов значительным образом расходятся: наиболее осторожные из них полагают, что величина премии будет относительно небольшой – порядка 0,5-1,0% годовых, при этом более смелые экспертные оценки вполне допускают появление премии в пределах 2-3% годовых (иногда встречаются оценки возможной премии по доходности в размере 4% годовых).

Если проанализировать существующие мнения представителей банковского сообщества, то практически все оценки величины возможной премии по доходности достаточно четко укладываются в диапазон, нижней границей которого выступает доходность отзывных вкладов сопоставимой длительности (очевидно, что при равной доходности отзывной вклад будет более привлекательным). Верхняя граница – это величина ключевой ставки Банка России, увеличенная на 2%, поскольку начиная с этого уровня, начинает применяться дополнительная ставка страховых взносов подлежащих уплате банками-участниками системы страхования вкладов в фонд обязательного страхования вкладов.

Таким образом, сейчас (в условиях неизменности ключевой ставки Банка России) потенциальную доходность безотзывных вкладов сроком на 1 год можно оценить в интервале от 9,4% до 12,0% годовых.

Смогут ли безотзывные вклады «потеснить» обычные?

Ответ на этот вопрос будет зависеть исключительно от «щедрости» банков, устанавливающих ставки по безотзывным вкладам, однако можно предположить, что развитие сегмента безотзывных вкладов будет происходить постепенно: скорее всего, в перспективе 4-5 лет они смогут занять порядка 10-12% всего рынка банковских вкладов в национальной валюте.

Подобное предположение основано на том, что значительная часть российских вкладчиков крайне консервативна (согласно последним социологическим опросам, «убежденных консерваторов» более 50%) и, по сути, просто не готова «замещать» привычные банковские депозиты безотзывными вкладами.

Кроме того, для российской банковской системы характерна относительно небольшая срочность вкладов – на протяжении последних лет самыми распространенными являются годовые вклады, что объективно будет препятствовать развитию рынка сберегательных сертификатов. Иными словами, далеко не каждый вкладчик изначально готов разместить свои денежные средства на 2-3 года и более.

Учитывая крайнюю заинтересованность банков в подобном инструменте, рискнем предположить, что в случае появления данного продукта на рынке, кредитные организации сосредоточат усилия на продвижении именно его. Очевидно, что основным критерием выбора безотзывных вкладов, будет являться их доходность, в сравнении с «привычными» депозитами. Поскольку верхняя граница доходности довольно жёстко ограничена регулятором, выход у банков один: снижать ставки по отзывным вкладам. Скорее всего, именно этот процесс мы и будем наблюдать сразу после того, как безотзывные депозиты станут доступны законодательно.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+13 -0
3180
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)