Вторник, 22.06.2021
×
“Рублевая зона”-2021 в Чебоксарах

Павел Пухов: ОПЕК сдает позиции

+2 -0
Аа +

Сланцевый паровоз и не думает тормозить.

У добычи сланцевой нефти всегда было много проблем, самого разного характера. А началось все еще с эпохи начала добычи сланцевого газа. Практически сразу его стали величать не иначе, как огромным пузырем, мол и EROEI маловат и химический состав не тот. Якобы никакой серьезной конкуренции классическим источникам такой газ создать не мог и в помине, да и вообще его надо везти технически сложным и дорогим образом через океан и т.д.

С тех прекрасных пор прошло немногим более десяти лет. За прошлый год штаты прирастили 86 млрд кубов добычи газа, преимущественно сланцевого, или же попутного, образующегося при добыче сланцевой нефти. Еще и сожгли прилично при этом. Их лидерство по добыче газа давно неоспоримо, а относительно недавно это же произошло и с нефтью. За прошлый год штаты увеличили добычу liquids на 2.2 млн ббл/день, что для отдельно взятой страны вообще говоря рекорд. И вот почти уже три года картель ОПЕК с примкнувшим пулом прочих крупных производителей нефти медленно и неуклонно сдает долю рынка американскому сланцу и пока что никакого конца этому не предвидится.

Сильнейшее падение цен на нефть 2014-2016 годов смогло немного приостановить рост сланцевой добычи, но через крайне непродолжительное время она восстановилась и продолжает расти, кардинальным образом меняя ландшафт предложения. Каждый год эта добавка сопоставима с добычей таких крупных нефтедобывающих стран как Ливия, Нигерия, весь иранский экспорт, и сильно больше, чем экспорт Венесуэлы и т.д. и т.п. Можно заметить, что в целом мир все меньше зависит от поставок нефти или же возможных перебоев с ними из отдельных горячих стран (здесь конечно же речь идет об общей сумме, без структурных вещей, вроде несоответствия легких и тяжелых сортов нефти). То есть налицо и наличие косвенного влияния на геополитические расклады, которое только усиливается с течением времени.

Озвученные же проблемы сланцевой нефтедобычи тоже необычайно широки, от периодических всплесков газового фактора на основных формациях, до утилизации попутной воды. От финансовых долгов сектора в огромные 300 млрд. долларов, до неприятного дифференциала к Кушингу. От рисков ужесточения политики по сжиганию попутного газа, до интерференции при ГРП на уплотненной сетке разработки.

За эти годы много кто предсказывал скорый коллапс данной отрасли. Обычно доводы сводились к отдельно стоящим и структурно несвязанным между собой фактам, которые вдобавок зачастую неверно интерпретировались. Ошибались технари, ошибались геологи, ошибались экономисты, постоянно радовали глаз россыпями ошибок наши друзья-журналисты (речь сейчас идет строго о США). В общем-то давно известно, что статьи с существенной негативной коннотацией расходятся как горячие пирожки, нагнетают обстановку и прекрасно популяризируют угадавшего тенденцию автора.. Но ничего из апокалиптически предсказанного ранее не происходит. Сухая, пусть и не всегда точная и подверженная пересмотрам статистика говорит о мощном росте предложения с ключевых формаций бассейна Пермиан. Да, у этой добычи существует сезонность, да в определенных моментах бывает недостаточно транспортной и экспортной инфраструктуры, да, деньги все еще “прожигаются” и свободный кеш-флоу большинства компаний-компаний отрицательный при текущих ценах WTI. Но мы уже воочию наблюдаем, как исчезает зависимость между добычей и количеством активных буровых установок, что говорит о постоянном интегральном повышении эффективности их эксплуатации. Мы видим, как даже полный уровень безубыточности существенно упал и уже не является замыкающим на глобальной cost-curve. Неоспорима высочайшая активность в области слияний и поглощений и сильный рост аллокации капитала мейджоров в апстрим-проекты бассейна Пермиан.

В настоящий момент полноценная картина такова, что крупнейшие суббассейны Пермиана все еще только входят в фазу полномасштабной разработки и несмотря на годы прохождения learning curve существует задел для экстенсивного развития в виде увеличения горизонтальной длины ствола и увеличения объемов закачки смеси вода/химия/местный песок. Серьезнейшие изменения претерпел рынок труда, водитель грузовика в Мидланде получает 6 digits salary, а когда-то востребованные и престижные subsurface специальности пребывают в некотором упадке после массовых увольнений. Философия проведения работ крайне схожа с подходом “быстрее-выше-сильнее”. Бурение происходит максимально дешево, суперсовременными буровыми, на предельных для передачи данных скоростях, с целиком оптимизированной дальнейшей логистикой фрака и освоения, на самом совершенном и конкурентном сервисном рынке в мире. Каждый четвертый доллар капекса в мировой апстрим тратится именно здесь.

Ежегодно мы ожидаем повышенную дисциплину по капзатратам и ужесточение требований заемщиков и акционеров к компаниям-операторам, а смотреть надо на тесты well-spacing-а и рост интенсивности ГРП/закачки. Мы ждем инфляции сервисных цен, но ее все нет (т.к. Перепроизводство оборудования), а анализировать надо количество точек для бурения в свитспотах формации Вольфкамп. Мы слышим отголоски о “проблеме” интерференции близрасположенных скважин, но при этом обе полностью окупаются и дают гораздо более компактную пространственную упаковку и более высокий коэффициент извлечения нефти. Конечно, можно сетапить прогнозы и без понимания операционно-технических основ сланцевой нефтедобычи, но все доступные детальные bottom-up модели также предсказывают только рост при фиксированных адекватных ценах на нефть. Сланцевый паровоз и не думает останавливаться. При этом за оптимальное размещение в целевом пласте 2-х из каждых 3-х сланцевых скважин ответственен софт российского происхождения.

Не устану повторять ключевой месседж – несмотря на неприятный рост общего деклайна, несмотря на наличие широчайшего спектра проблем абсолютно все из них решаемы. Отрасль постоянно адаптируется, ищет новые подходы и глобально бассейн Пермиан только входит в фазу FFD. Тенденция к росту сланцевой добычи однозначно перманентна и в обозримом будущем. Попробовать бороться со всем этим можно лишь одним способом – ценовой войной на истощение, распадом соглашения ОПЕК+, изматывающе долгим периодом нефти по 30$ за баррель, пока деклайн и массовые банкротства серьезно не выкосят сланцевых операторов. На какое-то время.

Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/pavel.pukhov

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод англоязычных блогов – автор блога.
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
+2 -0
1119
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Пандемия – все только начинается? Пандемия – все только начинается? Третья волна пандемии коронавируса застала россиян и российские власти врасплох. Меры борьбы выбираются уже проверенные. Неожиданной новостью стали обязательные прививки на предприятиях, которые ввели уже более десяти регионов страны. Перспективы на ближайшие месяцы для экономики и для всех россиян не самые приятные. American Airlines отменяет сотни рейсов из-за нехватки кадров и проблем с техническим обслуживанием American Airlines отменяет сотни рейсов из-за нехватки кадров и проблем с техническим обслуживанием American Airlines заявила, что отменила сотни рейсов в минувшие выходные из-за нехватки персонала, сложностей с техническим обслуживанием и других проблем, с которыми авиаперевозчик сталкивается в связи с резким повышением спроса на перелёты и путешествия, достигшего в недавнее время допандемического уровня. Роман Хорошев: «Краудлендинг – это рынок публичного долга для малого и среднего бизнеса» Роман Хорошев: «Краудлендинг – это рынок публичного долга для малого и среднего бизнеса» Может ли краудлендинг стать альтернативой классическим портфельным и прямым инвестициям. В чем плюсы и в чем риски краудлендинг. Как «попробовать» это «блюдо». На что смотреть тем, кто не исключает для себя такого формата личных инвестиций. Что происходит с краудлендингом в России и в мире. В гостях у главного редактора Finversia Яна Арта – генеральный директор компании JetLend Роман Хорошев.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »