Четверг, 01.01.2026
×
Новогоднее поздравление 2026. Ян Арт | Finversia

Президент Турции не согласен с желанием Центробанка охладить кредитный бум

Аа +
- -

Экономисты на фоне конфликта президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Центробанка страны обсуждают сценарии возможных проблем, связанных с кредитным бумом в ней. Турция в течение десяти лет стимулирует рост кредита, и в последние годы это вызывает рост инфляции и, видимо, ослабление турецкой лиры — сценарии завершения кредитного бума, к которому явно неравнодушна и часть правительства России, пока не определены.

Симптомом появления предсказуемых системных проблем в финансовой сфере Турции на этой неделе стала полемика руководства ЦБ Турции и администрации турецкого президента. Эксперты ЦБ рекомендуют начать повышение ряда ставок Центробанка (в очень умеренном масштабе — на 0,25 процентного пункта) для сокращения темпов роста кредита. Администрация же Реджепа Тайипа Эрдогана резко против: десятилетний кредитный бум в Турции (с приростом кредита до 10% в год), с 2008 года стимулируемый властями страны,— основа социальной политики президента. ЦБ ссылается на достижение в октябре 2017 года Турцией 13-летнего пика инфляции (11,9% год к году) и предполагает, что перегрев экономики страны уже сейчас угнетает экономический рост. По прогнозу Центробанка, ВВП Турции должен вырасти в 2017 году на 3,5% (после десятилетия роста в среднем на 5,7%), однако 21 ноября господин Эрдоган заявил: «Никто не удивится, если рост следующего года составит 7%».

Перегрев экономики Турции из-за кредитного бума с 2016 года обсуждается экономистами — на эту тему есть работы Банка международных расчетов (BIS), осторожные мнения МВФ, аналитика инвесткомпаний, за темой постоянно следят эксперты Bloomberg. Вчера отчет о возможных сценариях завершения кредитного бума выпустила группа Capital Economics (CE).

Документ констатирует: сценариев «жесткой посадки» экономики Турции при отказе от стимулирования кредитной экспансии, видимо, нет — банковская система достаточно хорошо регулируется, а качество кредитных портфелей показательно высоко. Сам вклад «кредитной экспансии» в рост ВВП Турции после 2008 года CE оценивает в 0,5–0,7 процентного пункта при среднем росте на 5,7% в год — девять десятых его обеспечено не этим. Тем не менее CE ждет роста ВВП Турции в 2018–2019 годах на 2,8–2,9% в год (нижняя планка прогноза), отмечая отчетливые симптомы экономических проблем в стране, где стимулировался спрос на кредиты. Помимо постоянного роста инфляции это пузыри на отраслевых рынках, существенное усиление зависимости экономики от притока капитала (в отличие от РФ, Турция — страна с хроническим дефицитом счета текущих операций) и рост краткосрочных заимствований в банковской системе.

Кредитный бум в Турции примерно поровну генерировали государственные и частные банки, «дочки» иностранных банковских организаций (среди них, напомним, Сбербанк) участвовали в нем в меньшей степени. Дешевым кредитом пользовались практически все сектора экономики, но пока ощутимым последствием в них являлся постоянный рост стоимости недвижимости. Сейчас инвестиции в недвижимость в Турции составляют около 10% ВВП — существенно выше, чем в США и КНР, и сравнимо с уровнем Ирландии и Испании. Рост корпоративного кредита показательно выше, чем кредитования физлиц,— хотя ипотека была одним из его драйверов. По предположению CE, «сдувание кредитных пузырей» в виде снижения цен на активы в Турции началось с первого квартала 2017 года и, по сценариям, может повторить прекращение кредитного бума в Венгрии в 2009 году и Бразилии в 2015-м.

Турецкий опыт во многом релевантен для России — за исключением стабилизирующего ситуацию профицита текущего счета РФ (обеспечен экспортом нефти), проблемы двух стран схожи. Кроме того, в структурах власти РФ достаточно сторонников умеренного стимулирования кредитной экспансии по турецкой схеме, и с 2018 года этот рецепт, очевидно, будет предлагаться как выход из ситуации с ростом ВВП РФ до 2% в следующие три—пять лет. Банк России, отметим, даже с гипертрофированной осторожностью относится к такого рода рискам — турецкие регуляторы в течение многих лет не сопротивлялись решению политических задач за счет денежно-кредитной политики.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
288
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Рубль входит в 2026 год, версии о девальвации не сдаются Рубль входит в 2026 год, версии о девальвации не сдаются Рубль завершает 2025 год на максимуме своего укрепления. И это автоматически усиливает ожидания каких-то радикальных перемен в курсе рубля в новом 2026 году. Фондовые индексы США завершают торги лёгким снижением на фоне декабрьского протокола ФРС Фондовые индексы США завершают торги лёгким снижением на фоне декабрьского протокола ФРС Основные фондовые индексы США во вторник незначительно снижаются в последний час сессии, поскольку инвесторы оценивают протокол декабрьского заседания Федеральной резервной системы. Документ, с одной стороны, поддерживает ожидания дальнейшего смягчения монетарной политики в следующем году, но одновременно вызывает сомнения относительно того, насколько агрессивно центробанк будет действовать. Евгений Гуревич: «ИИ в страховании жизни – это не хайп, а точка роста» Евгений Гуревич: «ИИ в страховании жизни – это не хайп, а точка роста» Генеральный директор компании «Капитал Лайф Страхование Жизни» (КАПИТАЛ LIFE) Евгений Гуревич в интервью «Б.О» обсудил с Павлом Самиевым, генеральным директором АЦ «БизнесДром», ключевые тенденции применения искусственного интеллекта, развитие цифровой медицины и роль инноваций в трансформации страхования жизни.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »