Четверг, 06.11.2025
×
Золото, курс рубля, фондовый рынок: что будет до конца 2025 / Биржевая среда с Яном Артом

Люди с инвалидностью стали активнее пользоваться финансовыми услугами

Аа +
+1 -0

Аналитический центр НАФИ для Центрального банка Российской Федерации провел всероссийское исследование, чтобы измерить финансовую доступность для людей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательных функций.

Большинство (81%) людей с инвалидностью, которые пользовались услугами кредитных организаций в 2020 году, остались довольны обслуживанием. Респонденты сообщили о росте приспособленности отделений для людей с инвалидностью и повышении качества обслуживания. Больше людей с инвалидностью стали использовать дистанционные сервисы, при этом для некоторых категорий это еще остается проблемой. Так, доля тех, кто считает, что дистанционные каналы полностью либо частично не приспособлены для нужд людей с инвалидностью, почти в 4 раза больше среди людей с нарушениями зрения, чем среди людей с нарушениями слуха и опорно-двигательных функций. Об этом свидетельствуют данные всероссийского исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ для Центрального банка Российской Федерации в 2020 году. Целью исследования было измерение финансовой доступности для людей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательных функций.

Финансовая активность людей с инвалидностью выросла с 2017 года. Заметнее всего тренд к росту виден в использовании банковских карт. 94% людей с инвалидностью имеют платежную карту (рост на 12,1 п.п.), 43% имеют вклады (рост на 3,8 п.п.), 15% пользуются добровольными видами страхования (рост на 1,4 п.п.). 21% имели на момент опроса непогашенный кредит и/или заем (рост на 4,3 п.п.)

Кроме того, в 2020 году люди с инвалидностью начали пользоваться инвестиционными инструментами. Так, индивидуальный инвестиционный счет имеют 3% опрошенных людей с инвалидностью (на 2,3 п.п. больше показателя 2017 года), договор на инвестиционное страхование жизни – 2,6% (на 1,8 п.п. больше, чем в 2017 году).

Говоря о пользовании финансовыми и страховыми услугами, 55% людей с инвалидностью по зрению считают, что доступ к данным услугам связан для них с большими сложностями, чем у других людей. Аналогичного мнения в отношении своей группы по нозологии придерживаются 41% респондентов с инвалидностью по слуху и 42% опрошенных с нарушениями опорно-двигательных функций. Основные причины, по которым люди с инвалидностью считают, что им сложнее пользоваться финансовыми услугами, чем населению в целом, это недоступность информации о возможностях для людей с инвалидностью (13%), нехватка в отделении консультантов, которые могли бы оказать помощь (12%), неприспособленность отделений для людей с инвалидностью (12%).

В 2020 году 90% людей с инвалидностью обращались в финансовые организации лично. Среди основных барьеров для получения финансовых услуг в офисах были названы навязывание дополнительных услуг (25%) и невежливое обращение сотрудников (12%).

Несмотря на испытанные сложности, люди с инвалидностью отметили положительную динамику при посещении отделений. Так, по сравнению с 2017 годом большая доля людей с нарушениями опорно-двигательных функций сообщила об общей приспособленности отделений финансовых организаций для людей с инвалидностью (71%, рост на 8,3 п.п.). Большая доля людей с нарушениями зрения отметила наличие в офисах тактильных табличек (34%, рост на 12,3 п.п.) и наличие возможности взять с собой собаку-проводника (32%, рост на 7,6 п.п.). Меньшая доля людей с нарушениями слуха испытала сложности с приглашением в офис финансовой организации переводчика русского жестового языка (20%, сокращение на 10,3 п.п.).

Спрос на каналы дистанционного банковского обслуживания растет: 58% людей с инвалидностью пользовались дистанционным доступом к банковскому счету в 2020 году (рост на 14,3 п.п. с 2017 года). Наибольшая доля людей с инвалидностью, считающих, что дистанционные каналы о полностью или частично неприспособленны под нужды людей с инвалидностью, отмечена среди людей с нарушениями зрения (19%). Об этом также сообщили 5% людей с нарушениями слуха и 5% – с нарушениями опорно-двигательных функций.

Люди с инвалидностью выделили ряд барьеров при переходе на дистанционное обслуживание: в первую очередь это недостаточное владение информационными технологиями (33%) и неуверенность в надежности цифровых каналов (29%). Также 12% сообщили, что у них нет технической возможности использовать цифровые сервисы, 9% отметили нестабильную работу интернет-банка или мобильного приложения.

Исследование проведено в 2020 г. Опрошено 1236 человек в 20 регионах России с наибольшей долей инвалидов в структуре населения. Метод исследования – личные полуформализованные интервью, адаптированные под каждую из групп инвалидов.

 
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
+1 -0
2229
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Этот «непослушный» рубль Этот «непослушный» рубль Курс рубля по-прежнему остается стабильным. Но его падения также по-прежнему ждут в прогнозах на ноябрь и до конца 2025 года. Robinhood демонстрирует взрывной рост квартальной прибыли Robinhood демонстрирует взрывной рост квартальной прибыли Финансовые результаты американского брокера Robinhood Markets за третий квартал 2025 года значительно превзошли прогнозы экспертов. Компания, управляющая известной платформой для инвестиций в ценные бумаги и цифровые активы, сообщила о резком улучшении ключевых операционных показателей. Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде» Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде» Как идут процессы развития цифровой экономики в нашей стране, какие проблемы нас подстерегают на этом пути? Какие значимые проекты уже реализованы и как происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас – об этом в беседе с председателем комиссии по безопасности финансового рынка совета Торгово-промышленной палаты России Тимуром Аитовым. Основные ракурсы сегодняшней беседы – проблематика цифрового рубля (ЦР), уязвимости и риски систем искусственного интеллекта (ИИ), будущее денежной системы (ДС) страны в целом.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »