При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.

Сейчас никаких правил нет, что нередко ведет к ошибкам в работе коллекторов, нарушению профильного закона и жалобам граждан. Регулятор рынка — Федеральная служба судебных приставов (ФССП) — привлекает к ответственности именно взыскателей, поэтому они кровно заинтересованы в появлении единого формата передачи данных. Но и банкиры не против унификации. Помочь в работе с данными коллекторам готовы бюро кредитных историй.
О том, что Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) приступила к разработке стандартов передачи информации о должниках от кредиторов коллекторам, рассказали “Ъ” участники рынка. «Перед нами стоит задача обратить внимание кредитных организаций на необходимость предоставления всеобъемлющей информации по долгу,— пояснил директор НАПКА Борис Воронин.— Сейчас каждый банк и микрофинансовая организация передают те сведения, о которых они договорились с коллектором, или просто те, которые есть у них в наличии». По его словам, унификация облегчит работу коллекторов с долгом и исключит проблемы идентификации должника, когда с гражданина, например, требуют вернуть долг его тезки или звонят по уже не существующему долгу.
Сейчас единых правил передачи коллекторам данных нет. Зачастую взыскатели получают крайне ограниченный набор информации, например ФИО и год рождения должника, при этом паспортные данные и другая информация, позволяющая однозначно идентифицировать человека, не передается. «Кредиторы часто дают коллекторам слишком мало информации для дальнейшей полноценной работы с должником,— подтверждает Борис Воронин.— Этих данных может быть достаточно для совершения звонка, но если нужно выстроить полноценную стратегию или найти человека, уклоняющегося от уплаты долга, просто контактных данных недостаточно».
По его словам, передача разрозненной информации даже в рамках одного портфеля довольно типичная история. Унификация реестра передаваемых данных позволит коллекторам получать информацию и от бюро кредитных историй. По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, при покупке долга коллектор получает право на запрос кредитной истории должника, однако воспользоваться им может, только обладая полными идентифицирующими данными. «Если цессионарий знает ФИО должника, его адрес прописки и паспортные данные, он может получить все сведения для восстановления информации по платежной дисциплине заемщика и правильно выстроить стратегию по работе с долгом»,— поясняет он.
Кредиторы часто не передают данные об отказе от взаимодействия или начатом исполнительном производстве в отношении должника, что может привести к нарушению закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) и получению штрафов от Федеральной службы судебных приставов (ФССП), отмечают в НАПКА. Хотя в заключаемых между кредитором и коллектором договорах, как правило, указано, что коллектор не несет ответственности за последствия, связанные с предоставлением кредитором недействительной информации в отношении должников, ФССП эти договоренности не интересуют.
В ФССП указывают, что коллекторским агентствам надо самим заботиться о получении максимального набора данных у кредитора. Поскольку «при выявлении нарушений законодательства при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности привлечению к ответственности подлежат лица, допустившие данные нарушения»,— заключили там. В подобную ситуацию, например, попало «Акбивбизнесколлекшн» (АБК). «Агентство было привлечено к административной ответственности в связи с тем, что в процессе осуществления действий, направленных на взыскание, использовало информацию о стадии взыскания задолженности, предоставленную кредитором,— рассказали АБК.— Кредитор подтвердил, что передача некорректной информации произошла в результате технического сбоя».
Банкиры поддерживают введение единого стандарта передачи данных взыскателям. «Конечно, коллекторы должны проверять полноту передаваемых им данных при получении долга, однако банки также заинтересованы в том, чтобы должники не жаловались в ЦБ на нарушение их прав,— говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.— Ведь при неоднократных жалобах ЦБ неизбежно обратит внимание на такого кредитора».
Налоги, пенсии, шведский стол и «рыбный день»
Повышение налогов не для всех. Сколько налогов реально платят россияне. Ставка Центробанка, тарифы и инфляция. Что происходит с ценами. «Рыбный день» России. Расчеты вокруг пенсий. Детей предлагают заучить и закормить.
Sony увеличила квартальную прибыль и улучшила годовой прогноз
Японская Sony Group Corp. во втором финансовом квартале зафиксировала рост чистой прибыли на 7% в годовом выражении, превзойдя ожидания аналитиков по всем ключевым показателям.
Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде»
Как идут процессы развития цифровой экономики в нашей стране, какие проблемы нас подстерегают на этом пути? Какие значимые проекты уже реализованы и как происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас – об этом в беседе с председателем комиссии по безопасности финансового рынка совета Торгово-промышленной палаты России Тимуром Аитовым. Основные ракурсы сегодняшней беседы – проблематика цифрового рубля (ЦР), уязвимости и риски систем искусственного интеллекта (ИИ), будущее денежной системы (ДС) страны в целом.
обсуждение