Воскресенье, 29.01.2023
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 29.01.2023

Бумажные квитанции осложнили гражданам проведение банковских платежей

- -
Аа +

Банки столкнулись с массовыми жалобами на отказы в проведении платежей при ошибке заполнения поля очередности в бумажных квитанциях. Их клиенты опасаются попасть из-за подобных ситуаций в черный список, повышает нервозность и грядущий период налоговых платежей для граждан. В Минфине уверены, что банки действуют неправомерно. Но сами они менять правила не готовы без официальной позиции регулятора, а ЦБ внести ясность не спешит.

О массовых жалобах клиентов на отказ в проведении платежа при некорректно заполненной бумажной платежке “Ъ” рассказали в банках. Собеседник “Ъ” в Минфине подтвердил наличие проблемы, указав, что речь идет преимущественно о налоговых платежах и платежах во внебюджетные фонды. При этом отказы следуют не только из-за значимых ошибок, но и из-за формальных — неверных кодов в поле очередности платежей.

По мнению Минфина, банки не вправе отказывать клиентам в проведении платежа исключительно из-за ошибок в указании очередности операций в бумажном платежном поручении. Позиция министерства изложена в письме №05-07-06/64623. В нем Минфин поясняет, что банки вправе устанавливать собственные правила приема платежных поручений, однако они не должны противоречить положению ЦБ о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П. А в этом положении нет такого основания для отказа, как ошибка в очередности платежей.

Согласны с позицией Минфина и в Федеральной налоговой службе. Отсутствие или неверное указание в платежном поручении реквизита «очередность платежа» не является препятствием для идентификации плательщика, получателя платежа, а также самого платежа и основанием для отказа в его проведении, подчеркивают в ведомстве.

Заполнение данного поля действительно формальность. Согласно ст. 855 ГК РФ, если средств на счете клиента достаточно для удовлетворения всех требований (поступивших платежек), то банк проводит их в порядке поступления. Если же недостаточно, то сначала проводят платежи по исполнительным листам, далее по оплате труда и т. д.

В кредитных организациях уверены, что имеют полное право отказать по формальным признакам. Но по факту делать это вовсе не обязательно. «Клиенты ошибаются в очередности платежей очень часто, и, чтобы их не нервировать, у нас программа автоматически меняет очередность платежа на правильную и мы платеж проводим»,— отметила директор юридического департамента банка «Юникредит» Наталья Окунева. Впрочем, так поступают далеко не все: участники рынка отмечают, что не готовы принимать на себя риск проведения платежа с ошибкой.

Клиенты же воспринимают отказы весьма болезненно, что неудивительно на фоне паники вокруг черного списка отказников ЦБ. Как сообщил “Ъ” собеседник из банка топ-50, многие клиенты воспринимают отказ в проведении платежа как отказ в проведении операций и опасаются по формальным причинам попасть в черный список и лишиться доступа к банковским услугам. Хотя такое мнение ошибочно. «Отказ в проведении платежного поручения из-за ошибки или опечатки не является основанием для сообщения в Росфинмониторинг, и в черный список клиенты не попадут»,— заверил экс-глава комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.

Примечательно, что рост числа бумажных платежных поручений провоцируют сами банки. Из-за активизации борьбы с отмывом при наличии малейших сомнений в деятельности компаний и предпринимателей кредитные организации отключают их от системы банк—клиент, вынуждая подавать платежки на бумажных носителях. Непривычные к данному формату бизнесмены ошибаются и получают отказы.

Нервозности добавляет и приближающийся период уплаты налогов для граждан. До 1 декабря физлицам необходимо уплатить имущественные налоги. Если при подобной ошибке банк откажется проводить платеж, то налогоплательщику будут начислены пени и штрафы. И, хотя причиной несвоевременного перечисления налога или сбора явилось непроведение платежа банком, кредитная организация ничем не рискует. «Даже если отказ причинил клиенту убытки, взыскать их с банка он не сможет, так как исходно ошибка была на стороне клиента»,— отмечает управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили.

Разрешить ситуацию могли бы разъяснения ЦБ, который, в отличие от Минфина, является для банков регулятором, но их до сих пор не последовало. На запрос “Ъ” в ЦБ сообщили, что, согласно нормативным документам Банка России, регулирующим порядок осуществления расчетов, в случае выявления несоответствий в указании клиентом очередности платежа банк его исполняет в очередности, установленной законодательством. Таким образом, заполнение поля «очередность платежа» имеет формальное значение. Впрочем, четкого ответа о правомерности отказов в ЦБ так и не дали.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
257
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Работаем с котами Работаем с котами Российский рынок начинает «наступление»? Опять предлагают запретить коллекторов. Россияне предпочитают наличные. Алкоголь возвращается, Гарри Поттер уходит. Туфли останутся без примадонны. Халяль на проверке. Россиян отпугивают от сайтов знакомств. Рубль стабилизируется все ниже. Фондовый рынок: отчеты эмитентов с 30 января по 5 февраля 2023 Фондовый рынок: отчеты эмитентов с 30 января по 5 февраля 2023 Крупнейшие эмитенты фондового рынка, публикующие отчеты на неделе с 30 января по 5 февраля 2023 года. Алексей Сидоров: «Доля использования цифровых активов в расчетах будет существенно возрастать» Алексей Сидоров: «Доля использования цифровых активов в расчетах будет существенно возрастать» Председатель правления Ассоциации развития финансового рынка (АРФИН) Алексей Сидоров в интервью журналу «Юрист спешит на помощь» – о преимуществах белорусской юрисдикции для инвесторов, отношении к институту саморегулирования на финансовом рынке и ключевых трендах в развитии форекс-индустрии.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »