Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду

Легенды и мифы современных агрорынков

Рынки сельскохозяйственной продукции – это весьма специфичный вид товарных рынков. Но при наличии желания разобраться в их тонкостях, они предоставляют интересные инвестиционные возможности.

В настоящее время в мировой экономике рынки сельскохозяйственной продукции играют огромное значение. В частности, на одной из последних конференций ООН они справедливо были названы «важнейшими рынками XXI века», причем для некоторых национальных экономик узкоспециализированное сельскохозяйственное производство стало одним из ключевых конкурентных преимуществ.

Как отмечает Валерий Петров, председатель Консультационного совета акционеров ОАО «ВТБ», Россия является одним их крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции, «поставляя ее в 140 стран мира», а «по итогам года «съедобный» экспорт может составить около 20 млрд. долл».

При этом подавляющее большинство участников финансовых рынков, в том числе и в нашей стране, имеет о специфике работы на них весьма смутное представление. Недопонимание специфики агрорынков частными инвесторами неизбежно приводит к тому, что многие привлекательные инвестиционные возможности, периодически возникающие на них, нередко совершенно не заслуженно остаются без их внимания. Кроме того, существенная часть инвесторов вообще «вычеркивает» рынки сельскохозяйственной продукции из области своих интересов.

Агрорынки, действительно, обладают целым рядом специфических особенностей, которые необходимо принимать во внимание при принятии инвестиционных решений. Однако они совершенно не превращают их «в рынки для избранных»: по сути, при всей своей «уникальности» рынки сельскохозяйственной продукции не могут «выпрыгнуть» за рамки базовых экономических законов.

К сожалению, одновременное наличие развитого аграрного сектора и фондового рынка в мировой практике встречается очень редко

Тем не менее, специфичность инвестирования на рынках сельскохозяйственной продукции приводит к тому, что в его отношении возникают и, что самое интересное, сохраняются в течение продолжительного периода времени, определенные заблуждения, являющиеся весьма популярными в инвестиционной среде.

В качестве некого «эталонного рынка» можно рассмотреть рынок семян подсолнечника, на котором Россия является одним из наиболее крупных игроков в глобальном масштабе, и на примере которого можно наглядно проиллюстрировать самые распространенные «мифы» об агрорынках.

Миф первый: биржевых рынков сельскохозяйственной продукции много

На самом деле это совершенно не соответствует реальности: «много» (не менее 2500) сельскохозяйственных культур, выращиваемых либо для непосредственного потребления в пищу, либо выступающих в качестве сырья для различных отраслей промышленности (прежде всего, пищевой), а вот доступных для инвестирования агрорынков – в десятки раз меньше.

Даже по самым оптимистичным оценкам, на текущий момент их число не превышает 70-80, а комфортных для вложений рынков с точки зрения инфраструктуры – не более 15-20. В частности, высоким уровнем ликвидности обладают фьючерсы на пшеницу (июньские фьючерсы торгуются на CME Group под тикером ZWN6), кукурузу (тикер – ZCN6), соевые бобы (тикер – ZSN6). Менее ликвидны производные финансовые инструменты на рис, ячмень, просо, овес, рожь, хлопок, сорго, арахис и рапс.

Дело в том, что при работе на агрорынках инвесторы заинтересованы не столько во вложениях в физический товар (как минимум, его покупка предполагает возникновение затрат на хранение и транспортировку, а в ряде случае – и на страховку товара), сколько в работе с ценными бумагами, позволяющими получать прибыль при изменении стоимости конкретного товара или «корзины» товаров. Эмиссия подобных бумаг изначально предполагает не только значительный объем национального рынка того или иного сельскохозяйственного товара, но и высокий уровень развития национального рынка ценных бумаг. К сожалению, одновременное наличие развитого аграрного сектора и фондового рынка в мировой практике встречается очень редко.

«Продуктовая специализация», имеющая место на уровне отдельных стран, обусловлена элементарными природно-климатическими факторами

Возвращаясь к рынку подсолнечника, рассматриваемому в качестве своеобразного индикатора состояния остальных агрорынков, можно констатировать, что в настоящий момент биржевой рынок этого товара элементарно отсутствует. В некоторых странах, например, в Аргентине, предпринимаются попытки создать фьючерсы, ориентированные на рынок подсолнечника, однако пока эти попытки не приносят желаемого результата. В крупнейших же странах-производителях подсолнечника – Украине и России – подобных инструментов пока нет.

При этом необходимо подчеркнуть, что в абсолютном выражении рынок подсолнечника сложно назвать «маленьким и незаметным»: по данным Министерства сельского хозяйства США, на протяжении последних трех сезонов (сезон начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа) производство семян подсолнечника в мире составляло не менее 39 млн. тонн.

Миф второй: агрорынки характеризуются низким уровнем консолидации

Действительно, за крайне редким исключением, на подавляющем большинстве рынков сельскохозяйственной продукции, одновременно присутствуют сотни компаний-производителей из десятков стран, но при этом нельзя говорить о том, что консолидационные процессы обходят агрорынки стороной.

По мере глобализации мировой экономики консолидация рынков сельскохозяйственной продукции значительно ускорилась, причем уже сейчас многие из них «поделены» среди ограниченного количества стран. Классическим вариантом консолидации агрорынков является тот, при котором на долю 3-5 стран приходится более 50% совокупного мирового производства, т. е. на первый план выходит не количество их участников, а их масштаб.

Во многом подобная «продуктовая специализация», имеющая место на уровне отдельных стран, обусловлена элементарными природно-климатическими факторами (прежде всего, сочетанием типов почв, температурного режима и количества осадков).

Помимо этого, Иван Ушачев, вице-президент Россельхозакадемии, отмечая, что темпы прироста численности населения превышают темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции, выделяет в качестве одного из основных факторов «страновой специализации» степень распаханности территории, указывая, что «в мире она превысила 40%, в Индии – 70%, в Китае – 75%».

Динамика цен на рынках сельскохозяйственной продукции в значительной мере определяется ожиданиями их участников, имеющими четкую хронологическую «привязку»

Так, если говорить о рынке подсолнечника, то на протяжении последних 4-5 лет «баланс сил» между основными игроками остается практически неизменным. Согласно оценкам Министерства сельского хозяйства США, в сезоне 2015-2016 годов мировым лидером по производству семян подсолнечника остается Украина (валовой сбор – 11,288 млн. тонн), на втором месте – Россия (9,173 млн. тонн), затем идет Аргентина (2,500 млн. тонн), т. е. всего на 3 страны приходится около 59% мирового производства этой культуры. Если же принимать во внимание не только «топ-3» производителей, но и страны Европейского союза, рассматривая их как «единого игрока» (валовой сбор – 7,550 млн. тонн), и Турцию (1,000 млн. тонн), то на «топ-5» придется уже более 80% рынка.

Миф третий: рынки сельскохозяйственной продукции подвержены сезонности

То есть, минимум цен наблюдается в период массового сбора урожая, а максимум – за 1-3 месяца до этого момента.

Это утверждение является справедливым лишь отчасти: наличие сезонности на агрорынках – это факт, однако относительно сезонных максимумов и минимумов все намного сложнее.

Динамика рыночных цен на рынках сельскохозяйственной продукции в значительной мере определяется ожиданиями его участников, имеющими четкую хронологическую «привязку»:

1) «предварительные ожидания» – на этом этапе инвесторы оглядываются преимущественно на предыдущий сезон. Как правило, на этапе «предварительных ожиданий» основное внимание уделяется прогнозированию посевных площадей в основных странах-производителях, а внимательнее всего инвесторы отслеживают темпы и условия сева. Данный этап завершается после обнародования фактически посевных площадей, когда становится понятно насколько реальные посевные площади отличаются как от консенсус-прогноза, так и от факта предшествующего сезона;

2) «погодные торги» – после завершения сева и вплоть до начала уборки на рынках сельскохозяйственной продукции динамика рыночных котировок определяется складывающимися погодными условиями, причем, чем ближе они к оптимальным, тем ниже опускается цена и, соответственно, наоборот. Именно в этот период приоритеты инвесторов смещаются с посевных площадей на ожидаемую урожайность;

3) «подведение итогов» – в течение всего периода уборки участники рынка стремятся понять, насколько фактическая урожайность отличается от ожидаемой, а также, что не менее важно, оценить качество продукции нового урожая. Стоит отметить, что определенная интрига относительно объемов и качества урожая текущего сезона сохраняется практически до ее завершения, так как в мировой практике известны случае, когда из-за ухудшения погодных условий значительная часть урожая так и оставалась не убранной.

Если принять во внимание тот факт, что подобный «цикл ожиданий» проходит на каждом рынке сельскохозяйственной продукции, а периоды сбора урожая значительно варьируются от страны к стране, то можно констатировать, что достаточно слабо прогнозируемый «фактор ожиданий» всегда присутствует на любом агрорынке. По большому счету, именно он и приводит к тому, что на максимум и минимум цен в течение сезона далеко не всегда приходятся на одни и те же периоды.

При возникновении ценовых дисбалансов потребители стали очень быстро «переключаться» с одного товара на другой

Например, в сезоне 2015-2016 годов на мировом рынке семян подсолнечника максимумы и минимумы цен были совершенно не типичными: максимумы цен был зафиксирован в ноябре-декабре 2015 года (теоретически они должны были наблюдаться летом 2016 года), а минимумы цен в сентябре 2015 года и, как это ни парадоксально, в марте-апреле 2016 года. То есть, вместо одного периода минимальных цен в текущем сезоне их было два. Причиной столь нетипичного «поведения» рынка подсолнечника связаны с укреплением доллара США по отношению к подавляющему большинству валют и сохраняющимся дефицитом подсолнечника на отдельных региональных рынках (в частности, в России и Турции совокупные мощности по переработке семян подсолнечника превышают внутренне производство, как минимум, на 20%).

Кроме того, сам масштаб ценовых колебаний кардинальным образом разнится от сезона к сезону. Например, в сезоне 2011-2012 годов дожди на территории Украины и России привели к тому, что разница между максимальными и минимальными ценами в течение сезона достигала 3 раз, хотя многолетняя статистика свидетельствует о том, что сезонный «разброс цен», как правило, не превышает 50%.

Миф четвертый: цены на внутреннем рынке зависят от переходящих запасов и валового сбора

Во время относительной «изолированности» национальных рынков сельскохозяйственной продукции это утверждение было совершенно справедливым, однако глобализация мировой экономики кардинальным образом изменила ценообразование на агрорынках.

Сейчас международных инвесторов в большей степени интересует «картина в целом», т. е. соотношение общего спроса и общего предложения того или иного товара. Мало того, с некоторыми оговорками (в зависимости от наличия необходимой транспортной и логистической инфраструктуры) можно говорить о формировании «универсальной формулы цены»: на любом национальном рынке цена сельскохозяйственной продукции может быть определена как ее цена на мировом рынке + издержки на доставку продукции (кстати, значительно снизившиеся в последние годы в результате снижения ставок фрахта морских судов) + импортная пошлина (при ее наличии). Закономерным итогом универсальности ценообразования на агрорынках становится то, что небольшие страновые рынки оказываются «жестко привязанными» к мировому рынку.

Так, например, высокий урожай подсолнечника, собранный на Украине в сезоне 2013-2014 годов (11,600 млн. тонн), оказывал давление на мировые цены в течение всего сезона.

Еще одним интересным эффектом глобализации агрорынков является то, что они стали намного сильнее зависеть от ситуации на рынках товаров-заменителей, так как при возникновении ценовых дисбалансов потребители стали очень быстро «переключаться» с одного товара на другой. В частности, мировой рынок семян подсолнечника стал намного сильнее зависеть от мировых рынков сои, рапса и плодов масличной пальмы.

Резюмируя все сказанное выше, можно утверждать, что в настоящий момент агрорынки представляют собой отдельный, весьма специфический сегмент товарных рынков, отличающийся небольшим количеством ликвидных товаров, высоким уровнем консолидации, ярко выраженной сезонность и сильной зависимостью друг от друга.

Однако для частных инвесторов, готовых подробно разбираться в тонкостях инвестирования на агрорынках, открывается, как минимум, три привлекательных инвестиционных направления:

1) уже упоминавшееся выше «сезонное инвестирование», предполагающие приобретение финансовых инструментов на сельскохозяйственную продукцию на сезонных минимумах цен (подобный алгоритм принятия инвестиционных решений чаще всего применяется на рынках пшеницы и кукурузы);

2) «параллельное инвестирование», основанное на существовании устойчивых взаимосвязей между разными сельскохозяйственными культурами (например, на основании статистических данных они четко прослеживаются между пшеницей и кукурузой или подсолнечником и рапсом), предполагающее покупку или продажу финансовых инструментов в тот момент, когда текущее соотношение цен между «взаимосвязанными» культурами значительно отклоняется от своих средних исторических значений;

3) «инвестирование в расчете на коллапс», подразумевающее постоянный поиск инвестором тех рынков, на которых возможен резкий «ценовой скачок» из-за сильного неурожая в одной или нескольких странах-производителях (как вариант – из-за низкого качества собранного урожая).

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+6 -0
4809
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)