Четверг, 28.03.2024
×
Гимн московской весне. Житейские истории | Ян Арт
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Ярослав Кабаков: «В среднесрочной перспективе я бы ожидал укрепления рубля»

Аа +
+21 -0
1

Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ИК «Финам», рассказал порталу Finversia.ru о том, что рубль может укрепиться и до отметки в 52 рубля за доллар, о том, что время для роста фондового рынка подходит к концу, а также о зелёных ростках в экономике нашей страны.

Ярослав, хочу начать разговор с санкций. Насколько сейчас отмена санкций может облегчить жизнь нашим гражданам и компаниям? Это условие для нашего роста?

– Это достаточно интересная ситуация. Сегодня санкции отменить невозможно, более того, санкции могут остаться на десятилетия. Другой вопрос, насколько будут они исполняться? Мы знаем, как довольно просто формально обходить санкции через всевозможные промежуточные фирмы. Сколько лет существовала поправка «Джексона-Вэника»?! Но мы же поставляли продукцию на рынок США. Штаты всегда к этой поправке могли обратиться, но они закрывали глаза. Так с этими санкциями. Не будут санкций - будет список Магницкого, не будет списка Магницкого – придумают что-то ещё. Это просто инструмент для ведения экономических войн, протекционизм со стороны США, попытка обойти все те принципы, которые они сами же и декларируют. С этим придётся жить. Но ничего страшного. В Китае есть свои механизмы защиты внутреннего рынка - десятилетиями заниженный курс юаня, в Японии свои меры защиты, все страны защищают национальные рынки. Но острая фаза санкций против России пройдена. Теперь будем скатываться в болото междоусобных претензий.

Все материалы Finversia-TV

Тем не менее, сама возможность отмены санкций воспринималась как чуть ли не единственное условие роста рынка в 2017 году. Как единственная торговая идея. Теперь их не снимут. И на чём нам расти?

– Смотря где, и смотря зачем. Сейчас наша главная беда – снижение доходов населения. Все остальное не столь существенно. Мы наполняем бюджет, исполняем наши обязательства. Но люди беднеют и это влияет на экономический рост. Видны провалы в части экономической политики для обрабатывающей промышленности, где занята значительная часть трудоспособного населения, ведь в нефтянке занято всего 2% работающих. И там вполне адекватная ситуация, нефтяная отрасль вряд ли пострадала сильно. А вот в более технологических отраслях мы видим ухудшение: вместо импортозамещения – негативные тенденции.

Если говорить про перспективы, то перспективно выглядит такой тренд, как локализация производства в России. Например, недавно Икея объявила, что намерена довести уровень локализации до 50%. Мне видится это очень хорошим примером, как текущую ситуацию можно использовать для развития. На этом стоит развиваться. «АвтоВаз» с новой линейкой выйдет в прибыль, обещают. Локальные производственные точки роста будут присутствовать. Это наш шанс. Экономическая политика должна быть направлена на помощь таким «зелёным росткам». Не мешать как минимум. На это нужно делать ставку, в том числе инвесторам. Других путей не видно.

Где в этом уравнении задолженность населения по кредитам, кредитным картам, которая достигла 5 трлн рублей? Люди ускоренными темпами погашают долги, а, значит, внутренний спрос будет оставаться слабым.

– Были турбулентные годы, но ситуация выравнивается. Основной негативный эффект исходит от волатильности рубля и нефти. Это очень негативно сказывается на возможности населения прогнозировать свои доходы. Как изменятся цены в ближайшее время, зависимость импорта от валюты? Это куда большая проблема, чем закредитованность. Если вы можете посчитать свои будущие расходы и доходы, то, наверное, вы сможете справится и с будущими выплатами. Один из главных страхов россиян – потеря работы. Вся эта нестабильность отражается, в том числе, на возможности возврата средств. Увеличение долговой нагрузки вполне адекватно при условии, если динамика рубля будет более-менее стабильной и прогнозируемой.

Если в 90-е годы было внутренне производство и был импорт, то сейчас внутреннее производство «победили» и некоторым отраслям просто нечем заменить дорожающий импорт нет. Так что у нас только один путь – дальнейшая интеграция с транснациональными корпорациями и локализация их производства в России.

Спасибо, что заговорили про рубль. Что происходит?

– Если посмотреть на динамику начала 2015 и 2016 годов, то происходящее вполне обычно: некоторое укрепление нашей валюты. Сейчас на руку играет геополитическая составляющая, ожидания чего-то позитивного от новой администрации Белого Дома. Плюс ко всему спекулятивный капитал, плюс покупка рублей, полученных от приватизации Роснефти. Я бы не сказал, что горячий капитал является определяющим в нынешнем укреплении. Но в среднесрочной перспективе я бы ожидал определённого укрепления рубля. Это связано с договорённостями ОПЕК и России. Более 90% своих обязательств они выполнили и это отражается на стоимости нефти, которая уверенно закрепилась на отметках в $55-56 за баррель. Мне видится повышательный тренд по нефти. Потому и рубль будет укрепляться.

Некоторые эксперты на вопрос, что будет с рублём, говорили 63-65, но не удивляйтесь, если будет 57 и 75. 57 мы уже увидели. Будем двигаться к 75?

– Да, даже ниже, чем 57 увидели. Мне не очевидно движение по ослаблению рубля, хотя ситуация может развернуться. Но думаю, что делать выводы по уровням можно будет делать ближе к лету, если не случится ничего форсмажорного. Например, на рынке нефти. Например, введение сухопутных войск в Сирию, ужесточение или отмена санкций, судебные процессы. Были недавно претензии у иностранных государств к вопросу приватизации к Роснефти. Но в текущей ситуации, при тех данных, которые мы имеем сейчас, для ослабления рубля до 75 причин немного. Даже та пружина, которую мы имеем с точки зрения притока спекулятивного капитала, не сможет так сильно разогнать рубль. Но пружина присутствует. Пока нет предпосылок, если ЦБ резко не понизит ставку, если ФРС не повысит резко. До лета ситуация будет на текущих уровнях: 55-62 рублей за один доллар.

А можно посмотреть технический анализ, то рубль может укрепиться и до 48. Не пугайтесь. Но можно говорить об уровне в 52. Протестировать можем 60, потом продолжить укрепление. Но геополитика – не экономика, тут предполагать сложно, что взбредёт в голову тому или иному политику?

Понятно, что в Европе будет в этом году политическая волатильность, связанная с выборами во Франции, Нидерландах и Германии. Как это будет влиять на рубль?

– Развал Европы? Некоторые политики экстремистского толка у нас говорят, что вот Европа развалится и будет нам, наконец, счастье. Не обретём. Политическая волатильность ничего хорошего для нас не несёт. Повышение рисков ведёт к тому, что инвесторы бегут с рынков. Напомню, что один из самых рисковых активов – рубль и российская экономика. Тихой гаванью мы долго ещё не сможем стать, пока не приобретём независимость во внешней торговле. Другой вопрос, что какие-то политические дивиденды могут присутствовать. Но такие дивиденды очень сложно хранить в холодильнике.

Интересно про ставку. Правительство делает интервенции, в основном словесные. ЦБ занял выжидательную позицию. Хотя, понятно, что, если ослабить ставку на 0,5%, это вынесет рубль на 65, наполнит резервы, бюджет и так далее. Вероятно, ЦБ будет держаться до последнего?

– Да, тут присутствует вопрос инфляции, регулятор зажимает ликвидность всеми возможными способами. Это корреляция пагубная. Сжатие ликвидности без возможности поддержки реального сектора будет приводить к тому, что мы имеем. Кстати, именно политика жёсткой стерилизации приводит к тому, что реальный сектор зарплаты не повышает. Импортёры снижать цены не стремятся. Это из-за несовершенства российской экономики. Из всех событий, что мы видели в последние годы, самое печальное - неэластичное предложение. Импортёры ориентируются больше на доходы покупателей, чем на свои издержки. С другой стороны, наши власти делают все, для того, чтобы рынок сузить. «Отстрелить» как можно больше участников, с тем чтобы оставшихся было бы удобнее регулировать. Издержки в системе начинают расти, они начинаются восприниматься потребителями как само собой разумеющееся явление. В результате мы имеем все более и более искажённый рынок. Во всех отраслях. За исключением, пожалуй, финансового сектора. Но с учётом той политики, которую сегодня реализует ЦБ, мы придём к тем же самым результатам, условно, как в нефтянке: с точки зрения структуры рынка, концентрации капитала и пр. Наше правительство само создаёт монополии или квазимонополии, потом начинает работать ФАС – очень трудно, годами. Мы же идём прямиком к тому, что у нас было в Советском Союзе, но в более жёстком варианте, поскольку СССР был куда более социальным государством, чем нынешнее государство.

Вернёмся к вашим прогнозам, которые сбываются, с чем я вас хочу отдельно поздравить. Вы говорили как-то про середину года. Что это будет? Некая развилка, распутье? Почему середина года и как к этому подготовиться?

– Большая зависимость от геополитики. Те причины, которые вызвали текущую ситуацию – с конфликтами с США, Европой - они никуда не делись. Сложно говорить, что эти проблемы уйдут с приходом к власти новых политиков. Они останутся. Рецепты решения проблем в большинстве случае не озвучивается на большую аудиторию, вместо них нам подают какие-то нелепые мифы. Например, «что придёт Трамп и будет счастье». Не будет. Время для передышки Россия получила. Первые полгода мы получим эту передышку. На ожиданиях. Надо как-то самим меняться. Я не говорю, что это плохо. Есть пример ряда стран, которые чересчур активно начали реформироваться, и получили куда большие проблемы. Но все ж таки наша позиция – это болото.

– Ярослав, традиционный вопрос от инвестора. Что покупать? Говорили по поводу второго эшелона.

– Да, акции второго эшелона. Мне кажется, что второй эшелон достаточно активно отыграл – мы видели хороший рост по многим бумагам за последние месяцы. Отмечу, что сейчас интерес представляют некоторые голубые фишки, в частности, недооценённый «Газпром». То есть если в этом секторе не произойдёт ничего экстраординарного, например, либерализации в Европе, то, думаю, что акции «Газпрома» будут интересны.

Однако время роста российского рынка заканчивается. Хотя цена на нефть и будет расти, но на динамике акций это вряд ли отразится. То есть или российский рынок будет расти индексом в целом, или мы будем находится в боковике со всеми вытекающими. Мне же, в надежде на снижение ставки ЦБ, интересны облигации. А ближе к лету я бы уже начал хеджировать валютные риски, связанные с укреплением доллара.

– Ещё хорошая торговая идея – евро-доллар. Не советуете?

– Тут всё непросто. Предугадать, что будет происходить на политических сценах Европы, сложная задача. Ситуация между евро и долларом будет во многом зависеть от самих событий в Европе, но от словесных интервенций. Краткосрочные спекуляции – да, наверное, хорошее поле для работы. Но соизмеряйте свои риски.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+21 -0
2459
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network. Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Основатель и генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова в интервью Finversia рассказала о состоянии отрасли после ухода иностранных компаний, влиянии закона о маркировке рекламы на работу пиарщиков, почему лучшая стратегия в условиях кризиса и санкций – молчание, а также о том, что может заставить недобросовестных игроков на рынка финансовых услуг более тщательно соблюдать закон о рекламе. Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)