Воскресенье, 22.10.2017
»

Финансовая соцсеть

Спецпроекты

Финансовый атлас

Инвест Сити

Железная леди Центробанка

+49 -1
2760
Аа + 8
Владислав Лейбов,

финансовый аналитик

Успехи и просчеты Эльвиры Набиуллиной.

Эльвира Набиуллина возглавляет Центробанк с июня 2013 года. А буквально на днях ее утвердили в этой должности на второй срок. Самое время оглянуться назад и посмотреть – что же было сделано Эльвирой Набиуллиной с момента назначения на этот пост?

Думаю, что соглашаясь возглавить Центробанк, Набиуллина не могла предвидеть, насколько сложные задачи ей предстоит решать. Ее предшественник Сергей Игнатьев, например, не слишком усердствовал в надзоре за банками, предпочитая проблемы кризиса 2008-2009 годов заливать деньгами. Благо, денег тогда у государства было в избытке.

В этом отношении Набиуллиной повезло меньше, чем Сергею Игнатьеву. Экономика России и ее финансовый рынок давно не подвергались таким испытаниям, как в последние годы. И эти испытания еще далеки от завершения. Денег же чтобы залить ими выявившиеся проблемы у государства в необходимых количествах уже не осталось.

Запуск рубля в свободное плавание произошел раньше запланированного самим Центробанком срока и во многом под давлением неблагоприятных внешних обстоятельств. Результат известен - шок и паника на валютном рынке, беспрецедентная по скорости и глубине с 1998 года девальвация рубля и заметное падение реального уровня доходов большинства россиян.

Вряд ли у Центробанка хватило бы ресурсов, чтобы ослабить глубину девальвации. А вот сделать падение рубля не столь обвальным, избежать паники, предотвратить набег на банки вкладчиков - было вполне по силам регулятору.

Тем не менее, Центробанк достаточно быстро учел свои ошибки, и смог взять ситуацию зимой 2014-2015 годов под контроль. И впоследствии регулятор придерживался политики минимального вмешательства в ситуацию на валютном рынке вопреки оказываемому серьезному политическому давлению.

Инфляция, как нам и обещало руководство Центробанка, значительно снизилась. Конечно, все еще остается множество вопросов к методике расчета потребительской инфляции. Ведь удорожание инфляционной корзины большинства россиян заметно выше, чем рассказывает Росстат.

Возможно, зная реальное положение дел, Центробанк и проводит крайне консервативную денежно-кредитную политику, снижая ключевую ставку значительно медленнее, чем снижается «официальная» инфляция. Однако значительное снижение инфляции за последние годы – факт, который ощутили на себе все россияне.

Задача создания мегарегулятора для всего финансового рынка страны тоже выпала на долю Эльвиры Набиуллиной. Процесс этот непростой и болезненный, связан с большими кадровыми перестановками внутри Центробанка и серьезными потрясениями для всех участников финансового рынка. Для отладки процессов надзора и взаимодействия со всеми участниками финансового рынка Центробанку еще многое предстоит сделать.

Банковская зачистка, проводимая Центробанком под руководством Эльвиры Набиуллиной с осени 2013 года, привела к отзыву лицензий более чем у 300 банков – практически у каждого третьего банка на рынке. Для очистки рынка от недобросовестных банков регулятору не хватило целых 3 (трех!) лет. Эльвира Набиуллина считает, что для этого потребуется еще два, а то и три года. Сколько банков уцелеет в итоге – можно только гадать. Хочу подчеркнуть, что ужесточение правил надзора идет одновременно с тяжелым и затяжным экономическим кризисом, когда даже самым законопослушным банкам и их клиентам непросто вести свой бизнес.

Безусловно, в последние полтора-два года всплывающие в банках огромные финансовые проблемы уже нельзя списать на недоработки «старой» команды Центробанка. Очевидно, что проведенная в Центробанке реформа надзора пока не смогла коренным образом изменить положение. А новые зампреды Центробанка и начальники департаментов не смогли полностью взять ситуацию в банковской отрасли под контроль. В результате надзорные меры нередко запаздывают. И уже после отзыва лицензии Центробанк и АСВ обнаруживает огромные дыры в балансах банков.

Это ведет к огромным потерям средств банковских клиентов и крупных вкладчиков. Фонд Агентства по страхованию вкладов давно опустел, и АСВ производит выплаты вкладчикам банков-банкротов за счет кредитов Центробанка. Внебалансовые вклады, которые надзор не в состоянии вовремя отследить – тоже один из просчетов новой команды надзора.

Немало вопросов у банкиров накопилось и по поводу проведения санаций банков-банкротов.

Причем как к выбору тех банков, которые решено санировать, так и к механизму проведения санации. Большинство проведенных санаций оказались чрезвычайно дорогостоящими для государства, а их результатом не стало возвращение санируемого банка к нормальной работе. Центробанк, пусть и с запозданием, разобрался в ситуации и сейчас пытается изменить механизм санации с целью повышения ее эффективности.

Зачистка небанковских секторов финансового рынка началась позже банковской зачистки. Но сегодня уже идет полным ходом. Вместе с этим идут преобразования рынка микрофинансовых компаний, пенсионных накоплений и страхового рынка. Как и в случае банковской зачистки, Центробанк действует крайне жестко. В результате за последние пару лет с финансового рынка выведено более половины его профессиональных участников. Беда в том, что уход недобросовестных игроков как и в случае банковской зачистки не сопровождается приходом на рынок новых компаний.

Непросто проходит и взятие под контроль регулятором российского рынка форекс для частных игроков.

Присматривается Центробанк и к рынку новых финансовых технологий. Ведь этот рынок содержит не только пряники в виде технических решений, облегчающих компаниям и рядовым россиянам финансовые операции, но и настоящие мины в «серой» зоне, которая пока не регулируется законодательством.

Проводимая столь жестко зачистка финансового рынка вызывает закономерные вопросы у его участников. Все громче голоса тех финансистов, кто предлагает оценивать качество работы Эльвиры Набиуллиной по развитию вверенного ей финансового рынка страны, появлению на нем новых компаний и банков.

Рассказать даже об основных решениях Эльвиры Набиуллиной за первые 4 года ее руководства Центробанком в небольшой колонке невозможно. Упомяну лишь еще несколько проведенных регулятором реформ – реформа рынка рейтинговых агентств, выделение банков с базовой и универсальной лицензией, запуск платежной системы «Мир», изменения в уголовном законодательстве с целью привлекать мошенников финансового рынка к ответственности…

Мы видим, что у Эльвиры Набиуллиной во время первого срока во главе Центробанка были и успехи, и поражения. При этом вряд ли будет справедливо взваливать на Эльвиру Набиуллину и ее команду вину за все проблемы финансового рынка страны. Ведь давно очевидно, что многие важные проблемы в экономике и финансах России не могут быть решены усилиями одного Центробанка.

Второй срок руководства Эльвиры Набиуллиной будет на год длиннее первого – не 4, а целых 5 лет. Никто не может точно предсказать, какие задачи в эти годы предстоит ей решить. Думаю, немалая часть названных выше проблем далеки от успешного разрешения, и останутся актуальными в ближайшие 2-3 года. При этом будет непросто устоять под нажимом тех сил, которые заинтересованы в быстром накачивании неэффективных предприятий дешевыми деньгами. И мне хочется пожелать Эльвире Набиуллиной и ее команде успехов в решении стоящих перед ними серьезных задач.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+49 -1
2760
Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

В реанимацию - вместе с банком В реанимацию - вместе с банком Какие сюрпризы поджидают клиентов при отправке банка на санацию. Заграница нам не поможет Заграница нам не поможет Инобанки сворачивают свой бизнес в России. А Сбербанк уходит из Европы. Владельцы банков у руля Владельцы банков у руля Банковский кризис далек от завершения. Все статьи автора (38)

Информер криптовалют

Новости

Основные курсы и котировки
 
Finversia-TV