Пятница, 29.03.2024
×
Доллару конец. С НДФЛ не все просто. Долги россиян растут. Экономика за 1001 секунду

Меньше поборов – больше бизнеса

Аа +
+2 -0

Сокращение объема неналоговых платежей и радикальная реформа контрольно-надзорной деятельности могут высвободить существенные инвестиционные ресурсы, считают участники круглого стола на тему «Снижение административной нагрузки на бизнес как инвестиционный резерв российской экономики», прошедшего в агентстве Интерфакс в последних числах июня. Однако чтобы не обсуждали сегодня, пока к радикальным шагам в правительстве не готовы - денег нет.

Бизнес задыхается от неналоговых платежей

Напомним, что правительство и бизнес уже почти год ведут оживленные дискуссии на тему упрощения административных барьеров и сокращение неналоговых платежей. Уточним, что сегодня реестр платежей для бизнеса в разные инстанции превышает 70 позиций. «Сейчас, когдаидетподготовказаконаоконтрольно-надзорнойдеятельностиисвязанныхснимизмененийвКодексеобадминистративно-правовыхнарушениях, я вижу одной из задач инвентаризацию всех требований. Мы обратились к предпринимателям, в РСПП и «Опору», чтобы эта инвентаризация была проведена снизу, самим бизнесом. Кроме того, нам необходима инвентаризация всех контрольно-надзорных органов, которые зачастую выполняют дублирующие функции», – отметил Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, выступая на круглом столе.

Ранее Минэкономразвития (МЭР) озвучивало цифру в 1,8 трлн. рублей экономии инвестиционных средств только от введения трехлетнего моратория по ряду неналоговых платежей, а назревшая уже давно реформа контрольно-надзорной деятельности, по данным НИУ ВШЭ, позволит избавиться от издержек, составляющих от 1,5% до 7,5% ВВП.

Иной мерой поддержания российской экономики может быть введение моратория на неналоговые платежи компаний.

По мнению эксперта информационно-аналитического интернет-портала «Нефтянка» Дениса Захарова, с целью сдерживания налоговой нагрузки на экономику и сохранения средств бюджетных фондов потребуется мобилизация всех возможных ресурсов – привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация государственного имущества. «Правительство в сложной ситуации – с одной стороны, все «свободные» деньги необходимо изъять для покрытия текущего дефицита бюджетной ликвидности. С другой стороны, без «свободных» денег экономический рост невозможен. Отмена нелогичных ограничений и смягчение системы неналоговых платежей позволит высвободить для экономики значительные финансовые ресурсы и повысит ее инвестиционную привлекательность», – отметил Захаров.

«Министерство финансов заявляет, что налоговая нагрузка у нас не увеличивается. Да, формально налоги не растут, но «с заднего двора» происходит постоянное увеличение различных выплат, которые налогами не считаются. «Если вы собираете все эти косвенные сборы, то хотя бы объясните, что вы с ними делаете», - заявил Констатин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Он считает, что главная проблема неналоговых платежей – низкая транспарентность расходования собираемых средств.

Проблема в том, что представители бизнеса хотят платить меньше (и это логично, особенно в условиях кризиса), а в правительстве никак не могут пойти на либерализацию. Нужно пополнять бюджет, а также кормить многочисленную армию чиновников и проверяющих структур. Для правительства бюджетники - надежда и опора, власть ре готова упразднять и сокращать проверяющие органы.

Ирина Хакамада, сегодня - бизнес-консультант, неоднократно подчеркивала, что предприниматели не нуждаются в проверках (оставить только санитарную и противопожарную). За все остальное пользователь услуги проголосует рублем. Что-то покоробит его, он больше не посетит кафе, где его покормили на несвежей скатерти, или фитнес-клуб, где висит кривое зеркало, и т.д. и т.п.

Вот бизнес-омбудсмен Борис Титов на своей странице в Facebook пишет: «Нужна отмена постоянных поборов в виде неналоговых платежей с бизнеса. Нужно повышение заинтересованности местных властей и субъектов федерации — необходимо увеличить долю налоговых доходов в бюджетах муниципалитетов и субъектов РФ. Сейчас все сидят на трансфертах и не заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории», — отметил Титов. Отлично! Все только за. Но как бы еще снять регионы с кредитной иглы. Мало того, из Минфина всерьез звучат мысли, что самые депрессивные регионы вообще стоит лишить финансовой самостоятельности, чтобы все кредиты и трансферы шли исключительно с санкции правительства.

Сборы - это рост зарплат для бюджетников

Согласно отчету Standard&Poor’s (S&P) по итогам прошлого года, рост дефицита региональных бюджетов обусловлен замедлением темпов роста доходов. Причины – стагнация ВВП, сокращение прибыли предприятий (ее получение во многих секторах в 2016 году вообще под вопросом), падение доходов населения, снижение налоговых поступлений, а также недостаточный объем бюджетных трансфертов. При этом возможность оптимизации – например, сокращение выплат чиновникам, расходов на административные нужды и ремонт, строительство соцобъектов – для субъектов РФ почти исчерпана.

А регионы кровь из носа должны выполнять наказы президента Владимира Путина, который пообещал существенный рост зарплат к 2018 году.

Чтобы как-то облегчить регионам жизнь, правительство в конце 2015 года изменило способ расчета ключевого целевого индикатора большинства указов президента – показателя средней зарплаты в регионе. В новой методике учитывается оплата труда на предприятиях малого и среднего бизнеса и неформальном секторе экономики. Зарплата в этих секторах часто ниже, чем в формальном секторе, поэтому целевые показатели роста расходов для регионов снизятся, говорится в отчете S&P. В бюджете-2016 он прогнозируется на уровне 4%. Вместе с тем даже при таком снижении требований достижение целевых показателей роста зарплаты, согласно указам президента, становится все более проблематичным, если не невозможным. Основная причина – стагнация налоговых доходов регионов и недостаточный объем федеральных трансфертов. По этой причине перед правительством встанет трудный выбор. Ему придется либо публично признать, что указы президента к 2018 году выполнены не будут, либо потребовать от регионов значительно ускорить рост расходов, что еще больше увеличит размер дефицита региональных бюджетов. Ситуация осложняется предстоящими парламентскими (2016 год) и президентскими (2018 год) выборами. При этом в реальном выражении бюджетные расходы во многих социальных секторах уже снизились до уровня 2011 года. Оба сценария сопряжены с политическими рисками, и на данном этапе неясно, какой из них выберут власти.

Круглый стол: «Снижение административной нагрузки на бизнес как инвестиционный резерв российской экономики»
Круглый стол: «Снижение административной нагрузки на бизнес как инвестиционный резерв российской экономики»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

У «малышей» есть шанс

В кризис у малого бизнеса появляется шанс потеснить крупный бизнес, прежде всего в сфере госзаказов, полагает начальник управления компании «ФридомФинанс» Георгий Ващенко: «Развитию «малышей» сильно мешают административные барьеры. Государство видит бизнес как инструмент решения инфраструктурных и социальных проблем, решать которые должно в первую очередь само государство. В тех странах, где бизнес не обязывают заботиться о строительстве дорог, детских садов и прочего, а также не обременяют повышенными социальными обязательствами, его доля в ВВП превышает 50%».

В свою очередь, руководитель компании «НексиаПачоли» Светлана Романова уверена, что оптимальное развитие экономики происходит при взаимовыгодной синергии действий крупных и малых предприятий. Она приводит пример экономической модели, которая складывается в городах расположения атомных электростанций России. «Вокруг каждой из станций функционируют десятки, если не сотни субъектов МСБ. Практически у всех этих малых и средних предприятий один заказчик – атомная станция». По мнению эксперта, сами по себе крупные корпорации не решат проблемы каждого населенного пункта, не решатся они и только субъектами МСБ. Вопрос этот скорее находится в плоскости создания промышленных или научно-промышленных кластеров.

Но даже вне научно-промышленных кластеров малый и средний бизнес часто является единственным работодателем в российской провинции. Далеко не в каждый депрессивный поселок могут прийти отечественные госкомпании, которые власти пока считают опорой российской экономики.

Налоги снижать не будут

Тем не менее, несмотря на периодически доносящиеся, якобы со ссылкой на представителей экономического блока, разговоры о снижение для бизнеса страховых выплат при одновременном повышение НДС до 25% и налога на доходы физлиц, в ближайшее время ожидать налоговой реформы не стоит.

Так, министр финансов РФ Антон Силуановв июне сообщил, что изменять налоговую систему в ближайшие годы и повышать налоги неправильно, и этого не произойдет, так как система налогообложения должна быть стабильной. Вместе с тем он отметил необходимость увеличения собираемости налогов в теневых секторах и улучшения взаимодействия налоговых администраторов – таможни, Налоговой службы и Росалкогольрегулирования.

Ему вторит и глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Она считает невозможным повышение НДС до 25% и снижение соцвзносов. «Это будет означать на простом языке, что должен резко возрасти трансферт в Пенсионный фонд, если снижать страховые взносы, а вся наша предыдущая политика и те законопроекты, которые в последние дни Думой принимались, – они абсолютно в другом направлении», – сказала она.

Борис Титов, в свою очередь заявил о том, что возможный рост НДС только навредит бизнесу. «Рокировка НДС и соцвзносов положительного эффекта не даст, скорее навредит, только сильнее ударит и по бизнесу, и по соцфондам, и еще увеличит общую нагрузку. НДС – один из самых болезненных налогов, мы давно предлагаем заменить его налогом с продаж».

Что отменили

До 2019 года было отложено введение шести платежей (напомним из более, чем 70), еще по пяти продлен уже действующий мораторий.

Сообщалось, что отсрочка коснется экологического сбора, нормативов допустимых сборов при отведении сточных вод. Также отказались от увеличения тарифов на страхование опасных объектов, хотя ранее планировался их рост в 1,5-3,5 раза.

Также отказались от повышения платы на размещение отходов для промышленных предприятий и платы за лицензирование деятельности по обращению с отходами.

По оценке Минэкономразвития, в результате введения моратория бизнес сможет сэкономить около 1,5 трлн рублей. В «Опоре России» экономию оценивали только в 1 трлн.

фото события

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+2 -0
1416
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Доллару опять конец Доллару опять конец Российское счастье. Число долларовых миллиардеров выросло. Пересмотр приватизации. С прогрессивным налогом не все однозначно. Карту «Мир» отключают от мира. Налоговый вычет на лечение животных. Долги россиян за ЖКХ и по кредитам. Доллару опять конец. Syngenta отказалась от идеи проведения IPO в Китае Syngenta отказалась от идеи проведения IPO в Китае Syngenta Group, специализирующаяся на агрохимикатах и семенах, в пятницу отозвала свою заявку на проведение многомиллиардного IPO на Шанхайской фондовой бирже. Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)