Пятница, 29.03.2024
×
Доллару конец. С НДФЛ не все просто. Долги россиян растут. Экономика за 1001 секунду
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Дмитрий Теплицкий: «Есть заказчики, которым нужны именно большие бритые ребята, приезжающие «выбивать» долги»

О том, почему идет рост жалоб на коллекторов и как изменится ситуация для должников после вступления в силу закона о коллекторской деятельности, порталу Finversia.ru рассказал Дмитрий Теплицкий, генеральный директор коллекторского агентства «АктивБизнесКоллекшн».

- Дмитрий, разумеется, основная тема – это вступивший в силу пресловутый закон о коллекторской деятельности. Не так давно мы общались с руководителями НАПКА - саморегулируемой организации на рынке коллекшена, которые высказали, скажем так, консолидированное мнение отрасли. У вас же хотелось узнать личный опыт: как именно вашей компании пришлось подстраиваться под новые условия ведения бизнеса?

- Первое, что мы сделали: это провели моделирование того, что именно изменится при работе с должниками в рамках нового закона. Летом 2016 года мы запустили пилотный проект – порядка 40 тысяч дел вывели в отдельное производство и работали с ними по новым правилам (контакт с должником не чаще двух раз в неделю, возможность отказа должника от общения с нами и так далее).

Все материалы Finversia-TV

- Что показал эксперимент? И, кстати, на каких именно портфелях задолженности вы «тренировались»?

- Мы проводили его на двух портфелях, включающих разные долги. Первый портфель мы «отрабатывали» три месяца. Примерный срок просрочки составлял свыше 360 дней и до 1000 дней. Средняя сумма составляла около 75 тысяч рублей. Это был достаточно сложный портфель: нам удавалось найти лишь порядка 10-15% должников. Из них отказались от общения с нами всего лишь 0,05%. То есть, показатель находится в рамках статистической погрешности.

Вторым портфелем (средняя сумма задолженности составляет порядка 45 тысяч рублей) мы занимались полгода, но итоги пока не подведены.

- Нашли только 10-15% должников на этапе soft-collection, а как быть с остальными?

- Коллекторские агентства не обладают полномочиями по оперативно-розыскным мероприятиям в отношении должников. Конечно, мы проводим определенную работу, в том числе, в социальных сетях, но если должник уклоняется от общения с коллекторами, мы никак не можем этому противодействовать. Надеемся, что в этом нам и поможет Федеральная служба судебных приставов, после того, как наступит этап legal-collection, то есть, передача соответствующих дел в суд.

- Ваши коллеги-конкуренты по рынку объяснили такое незначительное снижение эффективности (0,05% отказавшихся от общения) тем, что вы – кэптивное агентство, работающее, прежде всего, с долгами Сбербанка, который должники уважают и побаиваются…

- Должен заметить, что мы конкурируем не только в рамках портфеля Сбербанка. Мы работаем с задолженностью сразу тридцати крупнейших кредитных организаций, входящих в ТОП-50 на российском рынке. Если первый экспериментальный портфель был сформирован на основе просроченной задолженности Сбербанка, то второй, как раз, состоял из долгов других банков (к сожалению, не имею права их раскрывать).

Кроме того, я уверен, что показатель числа отказов будет постепенно расти. Просто потому, что должники будут более информированными. Это как с законом о личном банкротстве: в первый год действия закона было около 5 тысяч подобных дел, потом «вона поднялась» и сегодня мы наблюдаем уже около 40 тысяч исков о личном банкротстве.

- То есть, сейчас число «отказников» (в связи с вступлением закона в силу) будет нарастать?

- Да. Первые полгода, скорее всего, практически ничего в этом плане не изменится, но вот дальше… Должники научатся «работать» с коллекторами, чему мы, по закону, должны будем сами способствовать: объяснять, куда именно обратиться, какое заявление написать, чтобы оформить отказ от общения.

Правда, хотел бы предостеречь должников от необдуманных действий – отказавшись общаться с коллекторами на досудебном этапе, должник неизбежно переводит урегулирование своего вопроса в область legal-collection, что, очевидно, дороже и дольше. Скажем, телевизор, который стоит 10 тысяч рублей, судебный пристав опишет и изымет за тысячу…

- Если оттолкнуться от статистики НАПКА о поступающих жалобах на действия коллекторов, то выяснится, что по итогам первых трех кварталов 2016 года их число на 5,5% превысило показатели 2015 года. Любопытно, что «всплески» активности жалобщиков приходились на громкие информационные поводы, освещаемые в СМИ. Как вы, в качестве главы Контрольного комитета НАПКА можете прокомментировать эту ситуацию?

- Наши граждане смотрят телевизор, ощущают моральную поддержку (особенно когда свои претензии к коллекторам высказывают представители власти). Отсюда и регистрируемые всплески жалоб.

Но должен отметить, что я вижу позитив в росте жалоб. Это означает, что мы сделали Контрольный комитет НАПКА работающим инструментом. Еще 3-4 года назад жалобы на то или иное коллекторское агентство могли рассматриваться до месяца. Сегодня мы этот срок сократили до 1 дня. И это не предел, если говорить о технических жалобах (например, звонки по тем номерам, которые уже не принадлежат должнику).

- Как вы, в том числе, в НАПКА, подготовились к началу действия закона, мы уже поняли. А должники? Они почувствуют изменения?

- В НАПКА существует свой Кодекс этики, которым руководствуются «белые» коллекторы. Как я уже говорил, в основе своей жалобы на членов СРО носят чисто технический характер. «Квазиколлекторы» же никуда не денутся и после того, как закон вступил в силу. Почему? Все просто: есть заказчики, которым нужна именно такая услуга – большие бритые ребята, приезжающие именно «выбивать» долги. Вот только к коллекшену это не имеет никакого отношения.

Правда, в законе есть оговорка, что кредитор несет ответственность за то, кому именно он передал долг в работу. Так что, надеюсь, что людям станет жить проще.

Хочу подчеркнуть, что обществу необходимо понимание того, что коллекторы – это, прежде всего, консультанты, помощники, к которым надо обращаться, от которых не надо прятаться. Мы – своеобразный мостик между кредитором и должником и заинтересованы в скорейшем урегулировании проблемы. Для этого у нас есть множество различных инструментов: отсрочки, рассрочки, реструктуризация, перекредитование и так далее.

К сожалению, в моменте эту проблему не решить. Она связана как с общим уровнем финансовой грамотности населения, так и с тем, что в России очень популярна поговорка о том, что берешь чужие и ненадолго, отдаешь свои и навсегда. То есть, коллектор всегда будет ассоциироваться с негативом. Наличие долга – всегда стресс. Просроченная задолженность – стресс вдвойне.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+21 -0
2004
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network. Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Основатель и генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова в интервью Finversia рассказала о состоянии отрасли после ухода иностранных компаний, влиянии закона о маркировке рекламы на работу пиарщиков, почему лучшая стратегия в условиях кризиса и санкций – молчание, а также о том, что может заставить недобросовестных игроков на рынка финансовых услуг более тщательно соблюдать закон о рекламе. Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)